Грузовики выстроили в очередь к гаранту
Затор грузовиков на российско-украинской границе произошел из-за отказа российской таможни принимать гарантии ввозимого груза, заблаговременно предоставляемые ассоциациями перевозчиков. Теперь оформлять гарантии требуют на границе у уполномоченных операторов, что занимает от нескольких часов до нескольких дней. Участники рынка грузовых автоперевозок сомневаются в жизнеспособности своего бизнеса, а эксперт прогнозирует, что «грузовые» пробки на границе могут продержаться в течение еще нескольких месяцев.
В четверг на российско-украинских таможнях в Ростовской области скопились очереди из сотен грузовиков, поскольку с 28 октября в зоне ЮТУ начали действовать новые требования ФТС к гарантиям ввоза товаров автотранспортом. Высший арбитражный суд РФ признал их незаконными, однако они применяются таможней. В результате новой политики российские транспортные компании могут окончательно потерять рынок международных автоперевозок. Утром 31 октября перед международным автомобильным пунктом пропуска (МАПП) «Новошахтинск» Ростовской таможни ожидали возможности въезда в Россию 204 автомобиля, на МАПП «Весело-Вознесенка» Таганрогской таможни — 157, сообщило Южное таможенное управление (ЮТУ). На следующий день очереди существенно не изменились. Затор создали в основном транзитные грузы, прибывшие из Турции паромом в Украину и следующие далее транзитом через Ростовскую область. По данным ЮТУ, это самые разные товары, причем не только из Турции, но и, например, из Китая. Перевозчики оказались не готовы к новым требованиям, которые были введены в зоне действия ЮТУ с 28 октября.
Федеральная таможенная служба (ФТС) России ввела требование о предоставлении дополнительных гарантий в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза. Ранее они, как и во всех других странах Европы и Азии, ввозились по книжкам МДП (международные дорожные перевозки), т. е. в случае недоставки груза по месту назначения стоимость растаможивания и штрафы оплачивала ассоциация автоперевозчиков страны экспедитора, которая и выдавала соответствующую книжку МДП. В России это Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
— Теперь таможня книжки МДП не принимает, — пояснили представители АСМАП. — В настоящее время нужен договор поручительства, включая дополнения, со страховой компанией «Арсеналъ». У них нет представительства в Ростовской области, от их имени действует компания «РОСТЭК». Чтобы пересечь границу, водителю грузовика надо получить доверенность от директора на оформление договора, дождаться перечисления денег. На это нужно время. Оплата зависит от расстояния. Если товар везут в Ростовскую область — это дополнительные затраты на машину около 5 тыс. рублей, в Казахстан — около 50 тыс. рублей.
Как пояснили в ЮТУ, новые правила начали действовать на всех таможнях, кроме Центрального федерального округа. Там они вступят в силу с декабря.
По этой причине ростовские компании пока везут свои грузы через таможни Воронежской и других областей. — Наши машины не проезжали пока через границу с Украиной, — рассказал N гендиректор транспортной компании «Бэхтранс» Марсель Бэхтольд. — Жаль, что в российских правилах нет постоянства, идет передел международной системы, работающей более 30 лет. Мы пока не знаем, как будем работать в новых условиях. Надеемся, что разум все-таки возобладает.
— Международным автоперевозчикам придется тратить дополнительные средства на оплату услуг страховой компании, — поясняет Валерий Болюченко, гендиректор ЗАО «УК “ТАМГА”». — При большом автопарке это будут существенные суммы. Чтобы сэкономить, можно положить гарантийную сумму на депозит ФТС, но это отвлечение оборотных средств. Кроме того, придется потратить время на заключение договоров, перестройку схемы работы, поэтому переходный период, а значит, и очереди на границах, могут растянуться на несколько месяцев. Работа наших перевозчиков за пределами России будет существенно осложнена.
— Вполне возможно, что бизнес международных перевозок у многих компаний закроется, — считает директор нескольких транспортных компаний, располагающих парком из 40 грузовиков, пожелавший остаться неназванным. — Российские компании и так неконкурентоспособны по сравнению с иностранными, теперь же им нанесен еще один удар, причем без предупреждения. Во-первых, придется нести дополнительные затраты. Если полис СК «Арсеналъ» стоит, например, 1,5 тыс. рублей, то ее посредники в Ростовской области берут сверху еще 3 тысячи. Во-вторых, заранее оформить документы не получится. Раньше водитель предъявлял на таможне книжку МДП, туда иностранный партнер вписывал номенклатуру ввозимых грузов, необходимые номера документов и т. п., через 30–40 минут машину пропускали. Сейчас даже при наличии денег на оплату потребуется 6–8 часов. Водителю необходимо на таможне вписывать все данные о грузе на границе. Сумма оплаты вычисляется на месте в зависимости от вида ввозимых товаров и расстояния перевозки. Скорее всего, наша компания ограничится перевозками внутри России.
Кроме того, все участники рынка сошлись во мнении, что после внедрения новых правил по всей России, т. е. отказа России от международной конвенции, иностранные государства применят к российским перевозчикам ответные меры.
— Наши перевозчики и так теряют зарубежный рынок, — продолжает Валерий Болюченко. — Например, в 2011 году в Россию въехало около 18 тыс. турецких машин, а российских в Турцию — только 1800. Ответной мерой иностранных государств на действия со стороны ФТС может быть, например, сокращение числа разрешений на въезд российских автоперевозчиков. Уже сейчас многие российские компании открывают транспортный бизнес не в России, а за рубежом, потому что там выгоднее не только налогообложение, но и ниже ставки по кредитам, дешевле приобретение автопарка. С прекращением действия конвенции в России этот процесс может усилиться.
Сюрприз для транспортных компаний устроен в разгар сезона — в ноябре — декабре, в преддверии Нового года, товар активно везут из-за границы. Впрочем, наблюдатели предрекают не только убытки российской торговле. Из-за сокращения скорости оформления импорта, сократится приток таможенных платежей в бюджет. Чтобы не провалить план сборов, таможенники, скорее всего, начнут придираться к импортерам, например, завышая таможенную стоимость грузов.