«ФНС приступила к проекту по легализации деятельности розничных рынков»
Руководитель Управления ФНС по Ростовской области Андрей Мосиенко рассказал о первых итогах работы по усилению контроля за деятельностью розничных рынков. За 9 месяцев выручка, полученной с применением контрольно-кассовой техники на 149 рынках, выросла почти в два с половиной раза — с 821 млн руб. в январе до более 2 млрд руб. в сентябре. Задача проекта, который реализует ФНС, — проверить наличие контрольно-кассовой техники (ККТ) у тех, кто должен ее применять. На сегодняшний день 7,8 тысячи предпринимателей, работающих на розничных рынках Ростовской области, оснастили ККТ свыше 10,5 тысячи торговых мест. На первом этапе проверочных мероприятий для большинства нарушителей административные штрафы будут заменены на предупреждение.
N: — Представители малого бизнеса, которые занимаются торговлей на рынках, обеспокоены слухами о грядущих тотальных проверках со стороны налоговиков применения контрольно-кассовой техники. Так ли это?
А.М.: — ФНС приступила к реализации масштабного, на всей территории России, проекта по легализации деятельности рынков. Он осуществляется по поручению президента Российской Федерации и направлен на совершенствование налогового контроля. Основная задача, на которую направлены действия налоговиков в рамках проекта, — это недопущение недобросовестной предпринимательской деятельности на рынках и «обеление» рынка розничной торговли. Термин «обеление» уже знаком по более ранним проектам федеральной службы, реализуемых на рынках экспортеров и производителей сельхозпродукции, клининговых услуг и оборота рыбной продукции. Все они направлены на сокращение теневого оборота продукции в этих сегментах экономики и создание равных конкурентных условий для бизнеса. Каждый из проектов имеет свою специфику и свой инструментарий.
Инструментом контроля налогоплательщиков, ведущих предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, сегодня является применение контрольно-кассовой техники (ККТ). Обеспечение применения онлайн-касс в полном объеме, предусмотренном законодательством, является актуальной задачей налоговых органов области.
N: — На территории области не все рынки имеют официальный статус или являются операторами ярмарки. Они могут избежать повышенного контроля со стороны ФНС?
А.М.: — Когда продумывался проект, мы понимали, что отдельные торговые пространства, являясь рынками по сути, не стали оформлять свою деятельность в статусе рынка или ярмарки в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства. И такие торговые пространства могли бы избежать контроля, обязательного для рынков, и продолжили привлекать к себе торгующих, не зарегистрированных в качестве ИП или желающих работать без ККТ, с легальных рынков. Поэтому проект ФНС распространяется и на такие торговые пространства, на территории которых стоимость товаров или услуг формируется на основе цен, свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда и имеющих в своем составе торговые места.
N: — Каких результатов планируется достичь, усилив контроль применения ККТ на рынках?
А.М.: — Во-первых, за счет применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники происходит сокращение теневого оборота наличных денег. Следствием увеличения фиксируемой выручки должен стать рост доходов бюджета. Этот результат важен для нас, налоговиков, прежде всего.
Положительно скажется «обеление» рынка и на добросовестных предпринимателях — за счет создания равных конкурентных условий ведения бизнеса.
Немаловажное значение в реализации этого проекта отводится защите прав потребителя, приобретающего товары или услуги на рынке. Кассовый чек является первичным документом, подтверждающим их приобретение. И в случае приобретения некачественного товара или некачественно оказанной услуги дает возможность предъявить претензию к продавцу. Согласитесь, что взаимодействие покупателя и продавца на рынке приобретает новый, более цивилизованный характер.
N: — Кто может не применять контрольно-кассовую технику?
А.М.: — Могут не применять ККТ индивидуальные предприниматели и юрлица, которые реализуют продовольственные товары внутри крытых помещений — на ярмарках, розничных рынках, выставочных комплексах — с открытых прилавков или по принципу разносной (нестационарной) торговли. То есть в торговых местах, не обеспечивающих сохранность товара.
Однако если торговля осуществляется в находящихся в этих местах магазинах, павильонах, киосках, палатках, автофургонах, помещениях контейнерного типа, поставить онлайн-кассу необходимо.
До 1 июля 2021 года от применения ККТ были освобождены предприниматели без работников, реализующие товары собственного производства. Садоводы, продающие овощи, фрукты или, например, мясо животных, выращенных в личном подсобном хозяйстве, и имеющие соответствующую справку, могут торговать без применении ККТ на рынках, ярмарках, выставочных комплексах, а также с рук, тележек, корзин. Они могут зарегистрироваться в качестве самозанятых и тем самым избежать претензий от налоговых инспекторов.
Важное значение имеет не только место реализации товара, но и его вид. Так, если товары относятся к технически сложным или входят в определенный правительством РФ перечень товаров, реализация которых без ККТ запрещена, то необходимо использовать онлайн-кассу в момент расчета.
Распоряжение правительства № 698-р от 14.04.2017 утвердило перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми организации и ИП обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники. В него входят 17 групп товаров. К примеру, ковры, химическая продукция, средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях, компьютерное и электрическое оборудование, мебель.
N: — Как будут организованы проверки применения ККТ на розничных рынках?
А.М.: — Напомню, что 31 декабря 2020 года истек срок действия моратория на проведение ФНС России проверок соблюдения ИП и организациями законодательства при применении контрольно-кассовой техники. И проверки налогоплательщиков в настоящее время идут уже в обычном режиме.
Мероприятия налоговых органов области по выявлению налогоплательщиков, нарушающих требования законодательства об обязательном применении онлайн-ККТ, будут проводиться в рамках действующего законодательства. При необходимости помимо налоговиков в проверках могут принимать участие и сотрудники других ведомств — Роспотребнадзора, МВД, уполномоченного по защите прав предпринимателей, городской и районной администраций, а также представителей ассоциаций бизнеса и других надзорных органов.
N: — Что именно будут проверять налоговики в ходе рейдов по рынкам и когда они планируются?
А.М.: — Прежде чем говорить о проверках, хотелось бы отметить адресную разъяснительную работу на рынках, которая началась с каждым торгующим в феврале-марте и проводится до сих пор. В ее рамках каждому торгующему разъяснялись его обязанности, порядок регистрации и применения ККТ, а также вручались соответствующие уведомления. Следующий этап проекта — проверочный. Налоговые инспекции в рамках проверки онлайн-кассы не будут предварительно оповещать о рейдах по вполне очевидным причинам. Нам нужна объективная и полная картина, без каких-либо корректировок со стороны как налогоплательщиков, так и администрации рынков на время рейда. Задача сегодня — проверить наличие касс у тех, кто должен их применять.
На сегодняшний день 7,8 тысячи предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на рынках, оснастили ККТ свыше 10,5 тысячи торговых мест.
N: — А какие санкции будут применены к выявленным нарушителям?
А.М.: — Хочу подчеркнуть, что прежде всего мы намерены использовать проверки для побуждения предпринимателей к осуществлению своей деятельности в строгом соответствии с законодательством. Что касается последствий, то я уже обратил внимание на то, что проект ФНС России, как и остальные, реализуется в рамках риск-ориентированного подхода к осуществлению налогового контроля. В соответствии с этим налогоплательщики, в деятельности которых будут выявлены нарушения, могут стать первыми кандидатами для проведения в отношении них проверок, других контрольных мероприятий. Отдельно хотелось бы обратить внимание, что технология применения онлайн-касс предполагает направление каждого чека в налоговую службу. Эти чеки анализируются автоматизированной системой контроля «ККТ», вследствие чего на так называемой карте расчетов мы видим поведение каждого налогоплательщика и оцениваем риски этого поведения. Например, мы имеем основания предполагать нарушение — неприменение ККТ — в случае отсутствия информации о пробитых чеках более чем за 1 день (если этот день не был выходным на рынке). Также мы можем предположить нарушение в случае проведения через кассу очень незначительных сумм, не сопоставимых даже с арендной платой за торговой место. Помимо этого система контроля позволяет установить отсутствие в чеках информации о реализуемых товарах.
Неиспользование ККТ грозит наложением административного штрафа, размер которого зависит от суммы расчета, произведенного без кассового аппарата. При этом размер штрафа не может быть менее 10 тыс. рублей для ИП и 30 тыс. рублей — для должностных лиц и юридических лиц. При повторном выявлении нарушения предусмотрены более жесткие штрафные санкции. При этом на первом этапе проверочных мероприятий для большинства нарушителей административные штрафы будут заменены на предупреждение.
Самое главное не штрафы, важно изменить сознание и поведение налогоплательщика, осуществляющего свою деятельность, в частности на рынках. Если у тебя есть кассовый аппарат, его необходимо применять при каждой продаже, как и при возврате проданного товара и денег, выплаченных за него.
N: — Уже можно говорить о результатах проверок?
А.М.: — Безусловно. Как и в любом проекте ФНС России, одним из важнейших критериев эффективности является пополнение бюджета. В случае с онлайн-кассами показателем успешности является в первую очередь неуклонный рост «белой», то есть учтенной, выручки. За 9 месяцев этого года объемы выручки, полученной с применением ККТ на территориях 149 торговых пространств области, выросли почти в два с половиной раза — с 821 млн руб. в январе более 2 млрд руб. в сентябре.
N: — Можно избежать штрафных санкций, если нарушения уже допущены?
А.М.: — Текущее законодательство предусматривает условия для устранения правонарушений самими налогоплательщиками без применения жестких административных санкций. Так, если нарушение совершено впервые, предприниматель признал свою вину и дал четкие, грамотные объяснения, выносится предупреждение, а не штраф. Другая ситуация: налогоплательщик до проверки самостоятельно обнаружил, что допустил ошибки или совершил правонарушение при применении ККТ, в письменном виде сообщил об этом в налоговую инспекцию и предпринял все действия по устранению этих нарушений. В этом случае штрафные санкции также не применяются.