Дон креативный
Правительство Ростовской области утвердило межведомственную рабочую группу по развитию креативных индустрий (КИ) в Ростовской области для внедрения регионального стандарта развития КИ, разработанного Агентством стратегических инициатив.
Креативность (творчество) должна поддерживать идентичность региона и подтверждаться авторскими правами на интеллектуальную собственность.
Как правило, креативные виды деятельности определяют списком. Регламент АСИ допускает самостоятельность в определении креативных индустрий региона. Правительство Ростовской области выделило: ИТ, одежду и гастрономию в качестве креативных индустрий Дона. Опыт банка «Центр-инвест» показывает: любой бизнес на Дону является креативным.
Для оценки реальной ситуации с креативными индустриями будем сравнивать Ростовскую область и Москву, которая признается наиболее продвинутой в креативных индустриях (метод сравнения с эталоном).
Показатели ВРП на душу населения в Ростовской области в 4 раза меньше, чем в Москве, а среднедушевые доходы меньше в 2,5 раза. В доходах жителей Дона более 10% составляют доходы от предпринимательской деятельности и 2,7% — доходы от собственности. У москвичей наоборот: от предпринимательства — 4,3%, а от собственности — 11,5%. Поэтому креативность у нас сосредоточена в бизнесе. Музеи и театры жители Дона посещают в три раза реже москвичей, но зато чаще ходят в библиотеки. Соответственно, зарплаты донских преподавателей школ, вузов, работников культуры и науки в 2,5-3 раза ниже, чем в Москве.
На Дону в 9 раз меньше, чем в Москве научных организаций, в 18 раз меньше число занятых в науке, в 36 раз ниже объемы финансирования науки и в 15 раз меньше количество полученных патентов. Зато в Ростовской области удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, почти в 2 раза больше, чем в Москве, и почти в 2,5 больше уровень инновационной активности компаний. При этом затраты на инновации в 5,5 раза ниже, чем в столице. Это еще раз подтверждает креативность донских предпринимателей.
Опираясь на опыт донских предпринимателей, можно сформулировать стратегическую цель развития креативных индустрий на Дону: повышение глобальной конкурентоспособности креативного самосознания населения и бизнеса Ростовской области.
В обычной жизни, в управлении, в бизнес-процессах сегодня требуются таланты, способные: увидеть неочевидное, сделать невероятное, добиться невозможного вместе с другими талантами. Креативные индустрии должны участвовать в развитии творческого потенциала жителей Дона, донской науки, инноваций и производства.
Управление развитием креативных индустрий должно:
— быть цифровым, на основе реестров талантов, креативных пространств и мероприятий;
— опираться на проведение конкурсов между участниками, площадками и мероприятиями;
— учитывать не только гастроли звезд, но и творческие коллективы наших вузов и предприятий;
— привлекать средства предприятий, освобожденные от налогов или налоговые вычеты.
Для рейтинга креативности Ростовской области важно иметь регулярную, достоверную, аудируемую отчетность обо всех талантах, площадках и мероприятиях.