«ДОМ.РФ» предложил деньги для застройки старого ростовского аэропорта
Губернатор Василий Голубев и гендиректор АО «ДОМ.РФ» Виталий Мутко подписали меморандум о взаимодействии Ростовской области с госкорпорацией в сфере использования механизма инфраструктурных облигаций. Применять его планируется при застройке территории старого ростовского аэропорта. Господина Мутко и не названного им застройщика интересуют инвестиции в создание нового жилого района. О заинтересованности в освоении территории аэропорта уже дважды заявляли компании, связанные с Виктором Вексельбергом.
Василий Голубев и Виталий Мутко обсудили варианты финансирования застройки территории старого ростовского аэропорта. Как заявлено в меморандуме, стороны готовы сотрудничать по вопросу использования механизма инфраструктурных облигаций для финансирования проектов по строительству и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур на территории Ростовской области.
Виталий Мутко сообщил, что до 2030 года «ДОМ.РФ» готов выпустить инфраструктурных облигаций на сумму до 1 трлн рублей.
— Вы регион, который по всем параметрам подходит для участия в этой программе, — сказал он, обращаясь к Василию Голубеву. — Вы проработали проект застройки микрорайона бывшего аэропорта, и можно было бы до 10 млрд рублей инфраструктурных облигаций инвестировать с вами в такой проект. Объем жилья в проекте — 2,15 млн кв. метров, бюджет проекта — 68 млрд рублей, сроки его реализации — 2021–2034 годы, стоимость инфраструктуры — около 8 млрд рублей, — рассказал Виталий Мутко.
Гендиректор «ДОМ.РФ» описал принцип использования предложенного облигационного механизма:
— Мы привлекаем деньги на финансовом рынке, вы определяете свою корпорацию, которой мы передаем их под поручительство региональных властей, и далее следует запуск инвестпроекта. Эти деньги можно использовать очень оперативно, — подчеркнул он.
Василий Голубев отметил, что Ростовская область вошла в число пилотных регионов по применению нового механизма комплексного развития территорий.
— С помощью этого механизма мы надеемся реализовать проект комплексного освоения территории старого аэропорта Ростова-на-Дону, имеющий ключевое значение для развития Ростовской агломерации. Площадь участка — более 350 га. Это будет, по сути, новый общественный центр в городе с общей площадью построенных объектов 3,5 млн кв. метров. Из них 400 тысяч кв. метров — это зона общественно-деловой застройки с проработанной социальной инфраструктурой — предполагается строительство 5 школ на более чем 7 тысяч мест, 15 детских садов. Мы рассчитываем на использование механизма инфраструктурных облигаций при реализации проекта, — заявил губернатор.
В завершение Виталий Мутков подтвердил, что «ДОМ.РФ» готов участвовать в разработке концепции комплексного освоения старого ростовского аэропорта.
— Мы встречались уже с предполагаемым застройщиком. Готовы открывать проектное финансирование помимо облигаций, запустить льготную программу выдачи ипотечных кредитов. Я бы хотел, чтобы мы все инструменты группы использовали в этом проекте. Не исключаю, что можем выступить инвестором для строительства какого-то количества арендного жилья, если вы заинтересуетесь таким вариантом, — уточнил намерения гендиректор АО «ДОМ.РФ».
Предполагаемым застройщиком может стать Виктор Вексельберг.
Контролируемые бизнесменом структуры по меньшей мере дважды заявляли о заинтересованности в проекте по освоению территории старого ростовского аэропорта. Но в 2018 году ООО «Аэро-Сити», аффилированное с ООО «Кортрос», входящим в ГК «РЕНОВА» Виктора Вексельберга, получило отказ областных властей в предоставлении 350 га на территории аэропорта в аренду без проведения торгов.
Тогдашний глава администрации Ростова Виталий Кушнарев пояснял N, что «в городском бюджете нет средств для финансирования строительства на этой территории социальных объектов. Без них невозможно обеспечить комплексную застройку».
Незадолго до этого на официальном сайте ООО «Кортрос» был представлен проект комплексного освоения территории бывшего аэропорта, концепция которого была разработана известным французским архитектурным бюро Антони Бешу.
В 2019 году администрация Ростова дала разрешение «Аэро-Сити» подготовить документацию по планировке территории размером 467,2 га в границах: пр. Шолохова — граница города — пер. 1-й Дамасский — ул. Берберовская — ул. Щедрина — ул. Щаденко. И. о. главного архитектора — директора департамента архитектуры и градостроительства Ростова Елена Гавриленко поясняла, почему размер участка увеличился почти до 467,2 га:
— Изначально рассматривалась только земля, арендованная «Аэро-Сити». А поскольку на прилегающих участках находятся жилые дома, иные объекты, мы включили в состав планируемой территории другие участки вплоть до пр. Шолохова. Это сделано для того, чтобы просчитать с учетом будущей нагрузки обеспеченность района школами, детскими садами, учебными заведениями, там планируются и высшие учебные заведения. Проектировщики будут анализировать, чтобы в будущем и новым, и уже проживающим людям на этой территории было хорошо.
Еще в 2018 году работающие в Ростове девелоперы высказывали заинтересованность в том, чтобы поучаствовать в застройке территории аэропорта.
— Мы хотели совместно с «Кортросом» осваивать земельные участки. Реализация такого крупного проекта — процесс небыстрый. Мы будем и дальше продолжать переговоры, поскольку считаем, что большие проекты должны реализовывать несколько крупных компаний, в идеале — 3–4, — заявлял тогда собственник краснодарской компании «Девелопмент-Юг» Сергей Иванов.