Бумажное упрощение
Правительство РФ обещает упростить создание предприятий, сократив объем устава до 1-2 страниц. Те, кто занимается регистрацией новых компаний, сдержанно оценивают ценность замысла. Разве только экономия бумаги. На пути заявительного порядка открытия бизнеса, который когда-то ставился в качестве высокой цели, по-прежнему лежат огромные бревна недоверия к бизнесу как таковому со стороны государства в виде той же, например, абсурдной борьбы с адресами массовой регистрации.
На минувшей неделе руководитель аппарата Правительства РФ Константин Чуйченко в ходе совещания главы кабинета министров Дмитрий Медведева с вице-премьерами анонсировал, по данным агентства «Финмаркет», серьезное сокращение учредительных документов при регистрации новых предприятий. Сейчас уставы предприятий содержат в себе десятки страниц. Правительство обещает сократить их до 1-2 страниц.
Крупным компаниям не надо будет поспевать за изменениями действующего законодательства, приводя в соответствие свои уставы. Отпадет необходимость в масштабном ксерокопировании и архивировании уставов. И государству будет легче. Не будет необходимости проверять корректность учредительных документов с точки
зрения соответствия законодательству, уверен Константин Чуйченко.
— Никто при регистрации эти уставы давно не читает, — откликнулся на новость знакомый юрист. — Так что упрощения в этом никакого. Разве только экономия бумаги.
Изменения г-н Чуйченко обещал подготовить в течение 2-3 месяцев. Не сказать, что ждет этого бизнес с нетерпением. Но все-таки хорошо.
Гораздо лучшей мерой была недавняя отмена наказания рублем за ошибку при регистрации нового предприятия. В случае некорректного оформления учредительных документов госпошлина, а сейчас это 4 тысячи рублей, не возвращалась, и нужно было платить ее снова, подавая документы заново.
Когда-то на самых высоких уровнях шли разговоры об уведомительном порядке регистрации компаний. Однако пока до этого, похоже, все еще далеко. Фирмы-однодневки, незаконное возмещение НДС и т. д. О взаимном доверии между бизнесом и государством говорить не приходится.
При этом некоторые формы борьбы с фирмами-однодневками выглядят, мягко говоря, странно. Одним из инструментов этой борьбы сейчас является отказ в регистрации по адресу так называемой массовой регистрации предприятий. В борьбу вовлечены не только регистрирующие органы, но уже и банки, которые не открывают счета таким компаниям.
Любой бизнес-центр является адресом массовой регистрации предприятий. Даже госкомпании, достаточно заглянуть в «СПАРК-Интерфакс, зарегистрированы по таким адресам.
В одном офисе может быть зарегистрирован десяток компаний микробизнеса, которым и офис-то, по большому счету, не нужен. Для них это лишние траты. Зачастую это так называемое самозанятое население, которое живет в арендованном жилье и работает также на арендуемой площади. Эти люди не просят у государства, а зарабатывают самостоятельно на свой хлеб с маслом. Регистрация по таким адресам является удобной для малого бизнеса, потому что не требует расходов при переезде в другой более подходящий арендованный офис или торговую точку. И вот каждого такого государство подозревает в причастности к фирмам-однодневкам. Ходят по бизнес-центрам представители налоговой и банков с фотоаппаратами, заходят в офис, где зарегистрированы компании, с целью найти там руководителя, бухгалтера. А их там нет, потому что этот руководитель сам себе и директор, и бухгалтер, и продавец, и водитель.
Здравый смысл подсказывает, что поводом для очной встречи представителя налогового органа и налогоплательщика может быть только непредоставление отчетности и отсутствие обратной связи.
Однако таким поводом сейчас является, например, смена директора компании или ее перерегистрация в другом районе. Такие изменения регистрируют долго и тяжело, требуя иногда очной встречи с директором. Вот только от чего это страхует — непонятно.
Наличие офиса, директора и бухгалтерии, как очевидно, совершенно не гарантирует честности компании, так же как и их отсутствие.
При этом не забываем, что и в налоговой, и в банке есть нотариально заверенные документы предпринимателей. Но это, к сожалению, не избавляет их от тотального контроля с пристрастием. До уведомительного порядка регистрации бизнеса, судя по всему, еще очень далеко.