Банки эффективнее чиновников
Недавно федеральный Фонд содействия и реформирования ЖКХ приостановил для Ростовской области господдержку ремонта многоквартирных домов, на которую привыкли рассчитывать собственники жилья. В то же время в Европе владельцы квартир давно содержат свои дома самостоятельно, а государство стимулирует энергосбережение рыночными механизмами, добиваясь большего эффекта меньшими средствами. Вместо чиновников процесс финансирования организуют банки.
С 2007 года по настоящее время многие ТСЖ и управляющие компании (УК) смогли модернизировать свои дома, получив поддержку от государства в размере 95% от стоимости капремонта. Однако чиновники разрешили им отремонтировать только самые проблемные места, а утепление домов, радикально снижающее теплопотери, в рамках капремонта вообще было редкостью. При этом руководители УК и ТСЖ жаловались, что им приходилось оплачивать не только обследование дома и составление сметы, но и экспертизу последней в указанной чиновниками организации, а иногда — согласовывать с администрацией района и выбор подрядчика. Это, по словам участников рынка, увеличивало стоимость ремонтных работ на 20–30%. В итоге, несмотря на огромные бюджетные вливания (ростовская программа капремонта составляла в среднем около 1 млрд рублей в год), стандартная многоэтажка и по сей день выглядит непрезентабельно, потребляет много энергоресурсов, при этом ее двор не очень ухожен.В Польше сложно найти панельный дом без наружного утепления и покраски, а двор — без ухоженных кустиков и цветочков. Там государство также помогает собственникам многоквартирных домов, но более эффективно — рыночными методами. Для проведения капремонта сообщества жильцов (а не их управляющая компания) берут в коммерческих банках долгосрочные кредиты (до 20 лет). Банки залога не требуют, а лишь смотрят на размер и стабильность поступлений в ремонтный фонд этого дома (осуществляемые через банк ежемесячные отчисления собственников в счет будущего ремонта — около 20–30 руб. с кв. м). Если данные энергоаудита показывают, что в результате ремонта дом станет потреблять значительно меньше энергоресурсов, то сразу же после завершения строительных работ государство компенсирует часть кредита (размер компенсации доходит до 20%). На подобные субсидии польское государство в настоящее время выделяет около 200 млн злотых (более 2 млрд рублей) в год на всю страну, включая ремонты сетей и котельных.Для получения господдержки не требуется никаких резолюций и проверок чиновников. Субсидии перечисляются банку, выдавшему кредит, он же проверяет и достоверность предоставленных данных. При этом польские банкиры утверждают, что этот вид кредита для них самый надежный: с 1999 года, т. е. с начала действия господдержки ремонтов, не было ни одного случая просрочки. С неплательщиками-жильцами договариваются УК. Если не помогают предупреждения, подают иски в суд, который в течение 3 месяцев выносит решение о продаже квартиры должника. Если и к этому сроку должник не желает рассчитываться, тогда продажей квартиры занимаются судебные приставы, причем под контролем УК или сообщества жильцов. Неплательщику же придется переселиться в маленькую социальную квартиру, которая будет обходиться ему дешевле. Вот тут-то и нужны чиновники, потому что муниципалитеты не только выделяют субсидии на оплату коммунальных услуг малоимущим собственникам жилья, но и занимаются строительством социального жилья для тех, кто лишился собственности.