Аэропорт. Полиция. Инвестклимат
Рейтинги инвестклимата городов и регионов России отслеживают многие СМИ и агентства. Один из самых известных — рейтинг Forbes «Лучшие города для бизнеса». Увы, за последние годы Ростов заметно сдал в этом рейтинге. Стандартные критерии рейтинга: кадры, население, доступность энергосетей, административные барьеры и др.
А я бы назвал одним из важнейших критериев аэропорт. Через него попадают в город партнеры, клиенты, инвесторы. Их первое впечатление о городе в значительной степени зависит от встречи в аэропорту. Что же мы имеем? Вместе с коллегами по бизнесу из разных стран и городов мне приходилось прилетать в Ростов сотни раз. Неловкое чувство складывалось, порой стыд. Причем виной, как правило, были нелепости, связанные с «безопасностью» и милицией (полицией).
Конечно, безопасность — дело святое, весь деловой мир к этому привык. Но давайте взглянем на процессы в ростовском аэропорту глазами иностранца или бизнесмена-москвича, пытающегося понять, как происходящее способствует безопасности.
Прилетели. Случается, что еще до входа в здание аэропорта выстраивается получасовая очередь. Единственный милиционер неспешно производит досмотр ручной клади всех прилетевших, прежде чем их впустить. Я такого в мире не видел. Что, в ручной клади прилетевших из Москвы пассажиров будут гранаты, бомбы?
Вошли в аэропорт. Каждый раз мучает вопрос: можно ли будет выйти в город через расположенные рядом, специально спроектированные выходные двери? Нет, чаще они наглухо закрыты и надо проталкиваться к входным дверям. Вышел на стояночную площадку перед аэропортом: половина ее заблокирована бетонными плитами, пуста. Стоянка на оставшейся половине переполнена, если работают оба шлагбаума, минут за 7 удается вырваться…
Вылет из Ростова тоже имеет свои особенности. Случалось, что милиционер, проверяющий паспорта и неспешно записывающий паспортные данные в свой гроссбух (как будто этих сведений нет в авиакомпании!), заворачивал москвичей с загранпаспортами. Требовал внутренний паспорт с пропиской. Приходилось уединяться с начальником в спецкаморке, «решать вопрос». Станешь пререкаться — дороже обойдется. Потом досмотр ручной клади. Дело важнейшее. Небыстро, но деликатно осуществляют его во многих аэропортах мира, осматривают, ощупывают ваши вещи. Но делают это сами, серьезно и тактично. В Ростове же следует окрик: «Достаньте вещи! Разверните! Вы эту рыбу покупали, а где чек?» Вот такая безопасность!
Надо признать, что в бизнес-зале отношение несколько более человечное. Но ведь многие небедные люди бизнес-классом принципиально не летают. А в некоторых мировых компаниях политика такая. Я уж не говорю о депутатском зале. Именно через него благополучно циркулируют власть предержащие, им невдомек злоключения экономкласса…
Но все это цветочки. Жирную точку в инвестпутешествиях поставили события последней недели. Прилетаем с коллегами 26 августа. Никто не встречает. Сотрудники аэропорта ничего не объясняют. С помощью мобильных телефонов узнаем, что идти надо «за шлагбаум». Пересекаем пустую площадь. Не тут-то было. Надо с чемоданами идти несколько сотен метров до Новочеркасского шоссе. На дороге мечутся, бегают разминувшиеся и потерявшиеся. Наконец от ростовчан узнаем нечто невнятное об «антитеррористических учениях»…
Вылетаем через 3 дня. Подготовились, выехали пораньше. И правильно сделали. Хаотическая стоянка на Новочеркасском шоссе создала нешуточную пробку. Ни разметки, ни регулирования. Машина наезжает на чью-то сумку… Теперь у нас чемоданы на колесах. Докатываем до «шлагбаума». Прямо на асфальте досмотр вещей осуществляют полицейские, по сравнению с которыми аэропортовские досмотрщики кажутся ангелами. «Доставайте, ложите! Ничего с вами не случится!»
Думаю, западные коллеги никогда уже не приедут в Ростов. Я им — про близость Чечни, про то, что новый аэропорт построят. А сам думаю: будет новая вотчина транспортной полиции, дуроломства и вымогательства.
Юрий Домбровский, президент Ассоциации операторов связи