Знакомые лица
Динамика российского рынка биометрических технологий отличается от общемировой: за рубежом наиболее востребованы решения, идентифицирующие пользователей по отпечаткам пальцев, а в России — по чертам лица. Проекты такого рода все чаще реализуются как в социальной сфере, так и в коммерческом секторе.
В начале ноября компания МТС установила систему биометрического контроля доступа на оптово-розничном складе ростовского производителя и поставщика тканей и швейной фурнитуры RUNA TEX.
Площадь склада составляет около 5 тыс. кв. м. Использованное провайдером решение базируется на технологии распознавания лиц. Система способна автоматически распознавать до 6 тыс. человек и круглосуточно контролировать доступ на склад, предотвращая проникновение на его территорию людей, чьи лица отсутствуют в базе данных.
— Система распознавания лиц — это оптимальное решение для компании с большим штатом, — отмечает основатель компании RUNA TEX Наталья Румянцева. — Отпадает необходимость карточек, которые могут быть украдены или подделаны. Сотруднику достаточно пройти мимо специальной камеры. Система не пропустит чужака при его попытке оказаться на охраняемой территории и подаст сигнал на пульт охраны.
Потребление биометрических сервисов для бизнеса в России растет быстрее, чем в среднем в мире, свидетельствует исследование компании J'son & Partners. По оценкам ее аналитиков, среднегодовой рост отечественного рынка биометрии в корпоративном секторе составляет около 26%, что на 60% больше глобального показателя. При этом в России основную динамику обеспечивают именно решения на основе компьютерного зрения (CV) — их доля рынка превышает 50%, в то время как в мире в целом ключевую роль в распространении биометрических систем играют технологии цифровой дактилоскопии.
В исследовании J'son & Partners подчеркивается, что в России в последние годы появился целый ряд стартапов в области компьютерного зрения, а созданные отечественными разработчиками алгоритмы анализа изображений входят в число лучших в мире. Это во многом способствовало росту популярности таких решений. Способы их применения разнообразны. Например, МТС устанавливала терминалы по продаже SIM-карт, способные сверить лицо покупателя с его фотографией в паспорте.
Однако чаще всего распознавание лиц используется для обеспечения безопасности. В нынешнем году МТС начала устанавливать в ростовских жилых комплексах «умные» домофоны. Такие устройства появились в ЖК «Екатерининский» и «Максим Горький». Они позволяют жильцам проходить на территорию, не тратя время на поиск ключей, ведут журналы посещений, обеспечивают возможность видеосвязи через смартфон и т. д.
Рост популярности биометрии связан с простотой и надежностью таких решений, считает директор МТС в Ростовской области Игорь Марьясов. Благодаря этому такие решения пользуются все большим спросом и со стороны бизнеса, и в социальной сфере.
— В России биометрические системы пользуются наибольшей популярностью в ретейле, сфере услуг, также значительную долю занимают производственные и медицинские предприятия, — говорит Игорь Марьясов. — В последние годы их активно начали применять финансовые и учебные учреждения. К примеру, весной МТС внедрила интеллектуальную систему безопасности в кадетской школе ДГТУ.
Главная задача реализованного провайдером решения — контроль за посетителями и повышение уровня безопасности детей и преподавателей. С этой целью МТС установила на главном входе в здание кадетской школы автономную камеру с функцией распознавания лиц. Она распознает сотрудников и воспитанников и сообщает о попытках посторонних проникнуть в школу. В базе данных системы может храниться до 30 тыс. лиц.
— Сфера применения технологии распознавания лиц обширна, — уверен Игорь Марьясов. — Ее активно используют предприятия розничной торговли, чтобы уменьшить убытки от краж со стороны покупателей. Она применяется на режимных объектах для контроля сотрудников и посетителей. А в офисах, сервисных центрах и т. п. камера способна оповестить сотрудников о появлении важного клиента.