За консультацией и диагнозом
В кризис бизнес-тренеры отмечают рост спроса на организационную диагностику и консалтинг.
Ростовские компании не перестают инвестировать в образование персонала, но чаще запрашивают не обучение отдельным навыкам, а помощь в выявлении узких мест в системе управления и мероприятия, повышающие эффективность сотрудников.
Поиск сбоев в организации управленческих процессов и доведение эффективности сотрудников до максимума — таковы, по словам провайдеров бизнес-образования, наиболее популярные запросы. О возросшем спросе на консалтинг N сообщили представители УТЦ «Аякс» и центра развития бизнеса [А]5.
— Заказчики начинают понимать, что отдельно взятый тренинг — это разовое мероприятие и без поддержки результат быстро сойдет на нет, — утверждает Ольга Евсеева, исполнительный директор [А]5. — Кроме того, причины ухудшения позиций бизнеса часто лежат в плоскости системы управления и не связаны с качеством работы сотрудников. Заказчики готовы принять мысль о том, что тренинг не панацея, и работать над системными вопросами.
По словам г-жи Евсеевой, процедура оргдиагностики, включающая анализ текущего состояния на предприятии, подготовку рекомендаций и итогового отчета, в среднем обходится в сумму от 60 до 120 тыс. руб. и зависит от масштаба компании, вида деятельности и ряда других факторов. Работа длится не менее 2 недель. Последующее сопровождение изменений специалистом центра стоит от 60 тыс. руб. в месяц.
В ГК AVANTA Consulting к наступившему деловому сезону подготовили два новых тренинга. Один из них — «Безоценочный взгляд» — также призван скорректировать процесс управления кадрами. По словам главы ГК Ирины Швец, он ориентирован на руководителей. В течение трех дней управленцев учат объективно воспринимать и оценивать подчиненных, «выключая» при этом лишние эмоции — как положительные, так и отрицательные. Вторая программа — «Эмоциональный интеллект в действии» — рассчитана на всех, кто стремится к саморазвитию и карьерному росту.
— Простые и проверенные на практике упражнения позволяют эмоциям работать на человека: открывается потенциал, который есть в каждом, — объясняет г-жа Швец. — В процессе тренинга становится понятно, на какие эмоции опираются успешные люди и как эмоции направляют финансы и их потоки.
По словам Ирины Швец, в кризис обучение в корпоративном формате стали заказывать реже, в то время как открытые программы стабильно востребованы — новые тренинги проходят именно в таком формате. Максимальное число участников — 20 человек.
О росте популярности открытых программ говорит и директор по развитию УТЦ «Аякс» Елена Донцова.
— Эта тенденция была и во время кризиса 2008–2009 гг., — добавляет она. — Темы — традиционно популярные: публичные выступления, конфликтология, переговоры, управление персоналом и пр. Содержание программ обновляется в соответствии с требованиями времени. Например, при отработке навыков публичного выступления мы все больше работаем над тем, чтобы завладеть вниманием аудитории: сегодня отвлечь людей от планшетов и телефонов и переключить внимание на спикера становится все сложнее.
Елена Донцова также говорит о росте числа обучающих мероприятий в форме бизнес-симуляций.
— Они могут быть посвящены переговорам, продажам, взаимодействию внутри коллектива. Такая форма помогает людям встряхнуться и в игровой форме погрузиться в необходимые процессы, — считает она. — Кроме того, в подобных мероприятиях присутствует командообразовательный компонент.
В группе компаний «Технологии» большинство образовательных услуг выполняют по индивидуальным запросам компаний, но в начале года клиентам представили новое занятие в открытом формате — интенсив «Управление личными финансами. Перезагрузка». В течение трех дней клиентам предлагают разобраться в вопросах планирования и управления личными доходами и сбережениями, рассчитать риски и обеспечить финансовую безопасность.
По наблюдениям управляющего партнера ГК «Технологии» Галины Агуреевой, главная тенденция последнего времени — увеличение продаж компании «любыми способами и инструментами, от маркетинговых приемов до скриптов продаж, техник переговоров, мониторинга работы продавцов прослушиванием телефонных переговоров и тайными покупателями».
— Сегодня любая недоработка специалистов по продажам, работающих с клиентами, становится критичной для бизнеса, — подчеркивает она.