г. Ростов-на-Дону
13 ноября 2024 13:18:05
97.96
104.25

«Туристу нужен выбор, а не обзорка от рюмки до мангала»

По словам заместителя директора этноархеологического комплекса «Затерянный Мир» Андрея Цыбрия, проект был задуман как музей, где можно не только увидеть древности за стеклами витрин, но непосредственно шагнуть в прошлое, «потрогать» его. В этом году в рамках проекта запускается многодневная программа «Твое путешествие в прошлое» — 7 дней в каменном веке.

Центральной достопримечательностью проекта является «Тропа истории» — экспозиция под открытым небом, которая берет начало в каменном веке, ведет в поселение эпохи бронзы, обходя рукотворное озеро, ныряет в недра степного кургана. Это первая в мире реконструкция типичного степного погребального сооружения с захоронениями различных эпох — от эпохи бронзы до средневековья.

Спущены на воду первые действующие экспонаты музея донского флота. Всех желающих учат изготавливать орудия первобытной эпохи, добывать огонь, молоть муку, ковать железо, стрелять из лука, пользоваться коромыслом, прочим прикладным навыкам предков. Андрей Цыбрий рассказал N о том, как совместить научную работу и туризм.

N: — Почему вы решили создать такой комплекс?

А.Ц.: — История комплекса началась с приобретения заброшенного пионерского лагеря в хуторе Пухляковском. Стоянка каменного века, на которой пришлось работать в юности, продолжала привлекать меня и в зрелом возрасте. Научное значение ее огромно, и начиная с 2002 года этот памятник археологии занял прочное место среди наших с братом Виктором профессиональных интересов.

Когда собственник заявил о продаже лагеря, мы хотели приобрести один корпус для научной базы. Однако владелец строений наотрез отказался делить территорию на части, но согласился на рассрочку платежа. Тогда было совершенно не ясно, что делать с такой огромной территорией, к тому же здесь была полная разруха.

N: — Как появилась идея туристического направления и как оно связано с наукой?

А.Ц.: — Сначала это были какие-то отдельные тематические мероприятия для ребятишек лагеря в воссозданном поселке каменного века. К 2008 году стало понятно, что найден удачный формат, который интересен и детям, и взрослым, сформировалась концепция «Тропы истории», и в 2012 г. прошли первые по- настоящему массовые мероприятия. Наши планы амбициозны и требуют серьезного фундамента, в роли которого выступает научная работа. Она неочевидна для посетителей, но у нас работают академические экспериментальные экспедиции. Плодотворно сотрудничаем с Государственным Эрмитажем, в том числе в плоскости популяризации научных знаний. По линии научного обмена к нам приезжают коллеги из Англии, Германии, ближнего зарубежья. Идут раскопки древних поселений Раздорского и Ракушечного Яра на территории Усть-Донецкого района — это опорные археологические памятники для Юго-Восточной Европы. Чтобы наши программы были познавательными, нельзя просто декорировать местность «под старину», большое внимание нужно уделять технологиям, экстерьеру и интерьеру жилых объектов, мелким деталям производства, быта, духовной жизни людей минувших эпох. Именно этот сценарий работы реализуется во многих уголках Земли, где представители научного и музейного сообщества понимают, что наука не должна замыкаться сама на себя. Многие научные проблемы интересны, как правило, небольшому количеству узких специалистов. Скажем, по проблемам, которые я поднимал в своей диссертации, это 15–20 человек в мире. А когда мы наши знания о древней истории переводим в плоскость познавательного туризма, то это очень востребовано и это неподдельный, глубокий интерес, удовлетворить который наука обязана.

N: — На какой возраст рассчитаны программы комплекса?

А.Ц.: — Наш «тренд» основан на отказе от искусственного разделения на возрастные группы. Познавательные программы интересны и школьникам, и взрослым, причем у взрослых этот интерес чаще осознанный. Я и дошколятам, и пенсионерам даю одну и ту же информацию, разве что лексика, термины меняются. Детей больше интересует активное действие — трогать, бегать, стрелять из лука. Взрослых — беседовать, обсуждать. Но в целом речь всегда идет об универсумах, понятных для всех возрастов. Это блоки, образующие фундамент человеческий культуры, как в материальном, так и в духовном срезе этого понятия. Жилища, одежда, основные способы жизнеобеспечения, и здесь же, в плотном переплетении с бытовыми реалиями, — примеры взлета человеческого духа: музыка, живопись, религия, обряды. Нравственный аспект: что же все-таки исторически побеждало — тяга к насилию, истреблению себе подобных или чаще протягивали руку дружбы? Нельзя разделить — это только для детей, а это для взрослых, нужно обладать умением говорить о сложных вещах простым и понятным для всех языком. А возможность личного участия в тех или иных действия, событиях — это то, что нужно любому музею. Вы бы видели, как взрослые, а то и пожилые люди строятся в «Казачьей станице» и чучело штыками атакуют! А безграничное ликование от зажженного трением огня! Чтобы осознать, прочувствовать, что каменный век — реальность, мало смотреть на каменный топор, нужно испытать его в деле. С самого начала мы решили, что лозунгом наших познавательных программ будет «Можно все!». Кроме хулиганства, конечно. Но с этим мы почти не сталкиваемся, приятно видеть, что наши посетители демонстрируют, как правило, самые лучшие человеческие качества.

N: — Кто работает с посетителями?

А.Ц.: — Основной костяк — 7 человек, все археологи, выпускники истфака, в том числе мы с Виктором, наши жены, уже и дети, а также археологи, привлеченные специалисты. Мы счастливы, что с самого начала работы музея нашим консультантом, экскурсоводом, критиком, учителем и другом является профессор Владимир Яковлевич Кияшко. Технический персонал, столовая — трудоустраиваем местных жителей.

N: — «Затерянный мир» вышел на самоокупаемость?

А.Ц.: — Пока мы не зарабатываем столько, чтобы оправдать все наши идеи. Мы добились рентабельности проекта «Тропа истории», но восстановление и поддержание инфраструктуры отдыха — жилых корпусов, столовой, строительство новых музейных объектов и многое другое — безвозмездно финансирует ассоциация «Южархеология». Самая весомая часть постоянных расходов — электроэнергия, и мы даже рассматривали варианты альтернативных источников, был бы тоже интересный объект, но скачок валютного курса отодвинул эти планы на неопределенный срок.

N: — Сколько стоит посещение комплекса?

А.Ц.: — Среднего чека у нас нет, слишком много критериев. Бывает, что приезжает семья или компания, заселяется на два-три дня и берет все — поход, интерактивы, все программы, в итоге вырисовывается пакет тысяч на двадцать. А бывает, что мимо проезжали, посетили экскурсию за 150 рублей и поехали дальше. По сравнению с ценами тематических парков, расположенных ближе к столице, мы держим минимум. У нас домик на большую компанию с собственной баней и каминным залом стоит восемь тысяч рублей.

N: — Чем можно заняться кроме изучения истории?

А.Ц.: — Это не коммерческий проект в духе «дайте 100 рублей, мы вам скелет покажем, спасибо, до свидания». Приятно, что у наших посетителей высокие требования к содержательной части наших программ. Но мы понимаем, что турист ожидает и определенного комфорта в части отдыха. В процессе развития мы реконструировали жилые корпуса и сделали гостевые дома, наладили работу столовой, у нас самые разные варианты активного отдыха.

К нам едут и школьники, и корпоративы на тимбилдинговые мероприятия, в страйкбол играют, провели турнир по стрельбе из лука. Растет линейка календарных праздников. В этом году запускаем многодневную программу «Твое путешествие в прошлое» — 7 дней в каменном веке. Для городского жителя это возможность не только подышать свежим воздухом, порыбачить, попутно освоить навыки выживания, но и наконец-то просто выключить телефон и на время забыть пробки, работу, начальника, коммунальные платежи и прочую накипь современной цивилизации.

N: — Какие планы у «Затерянного мира»?

А.Ц.: — Это должен быть лучший музей такого формата в стране. И дело не в раскрученности, а в востребованности, в содержательной части наших планов и идей.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Практика бизнеса
«Туристу нужен выбор, а не обзорка от рюмки до мангала»
По словам винодела Игоря Губина, создателя «Усадьбы Саркел» и совладельца «Виллы Звезда», перед предприятиями стоит задача развивать продажи вина и туристическую составляющую: планируются запуск новых туробъектов, организация дополнительного досуга, проведение винных фестивалей и вечеринок. Компании ощущают на себе влияние кризиса: в 2016–2017 гг. продажи снижались. 
В городе
Журналистам представили топ-10 туристических маршрутов Ростовской области, рекомендованных Ассоциацией экскурсоводов и гидов-переводчиков региона для гостей чемпионата мира по футболу.
Новости власти
На строительство ростовского выставочного зала «Россия — моя история» губернатор Василий Голубев выделил из резервного фонда областного бюджета 616,3 млн рублей, сообщила пресс-служба правительства области.
Инвестпроекты
«Туристу нужен выбор, а не обзорка от рюмки до мангала»
В рамках этнокомплекса «Кумжа» запланировано создание комплекса тематических музеев, большой событийной площадки для проведения традиционных праздников, фестивалей и больших спортивных мероприятий, а также пяти гостиничных куреней и арт-парка. Объем инвестиций и список совладельцев не разглашаются, но известно, что на начальном этапе комплекс займет 10 га на территории Ростова. По словам управляющего партнера этнокомплекса Олега Николаева, для разработки концепции потребовалось несколько лет.
Образование, наука
Вечером 30 мая в Музее истории ЮФУ (корпус на Б. Садовой) пройдет очередная встреча в рамках проекта Архео-SREDA. Речь пойдет прежде всего о результатах исследований в городище и некрополе Танаиса в период с 2000 по 2017 годы.
Отдых
К чемпионату мира по футболу в Ростовской области запустят новый туристический маршрут. Он будет посвящен Матвею Платову — легендарному атаману Донского казачьего войска. Его именем названы международный аэропорт Ростова-на-Дону, сеть отелей, с ним тесно связана история казачества. Поэтому было решено рассказать как иностранным гостям, так и россиянам о жизни и деяниях Платова.
Просмотров: 11664

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Услуги
«Туристу нужен выбор, а не обзорка от рюмки до мангала»
Дарья Богатыренко разививает стартап Magic Kids. Это компания, которая оказывает услуги нянь на час. По словам Дарьи, спрос на этом рынке намного превышает предложение, с мая у нее уже было 50 клиентов. Сейчас в компании работают десять человек. Стартап эффективно продвигается с помощью форумов молодых мам, а также через сарафанное радио и «Авито». В планах у Дарьи — масштабирование и создание франшизы.
Услуги
«Туристу нужен выбор, а не обзорка от рюмки до мангала»
Рост интереса донского бизнеса к регистрации товарных знаков происходит параллельно с ростом мошенничества и судебных споров, связанных с защитой интеллектуальных прав.
Услуги
«Туристу нужен выбор, а не обзорка от рюмки до мангала»
N составил рейтинг 20 крупнейших транспортно-экспедиционных компаний Ростовской области по объему выручки в 2023 году. Они занимают половину рынка. С большим отрывом опережает остальных компания "Еврологистик", заработавшая более 4 млрд рублей. Пьедестал почета с ней разделили "КАРГОТЭК" и "Магеллан", выручившие примерно по 2,5 млрд рублей. В среднем за год первая двадцатка выросла почти в полтора раза.
Услуги
«Туристу нужен выбор, а не обзорка от рюмки до мангала»
«Яндекс» провел в Ростове конференцию для малого и среднего бизнеса «Дело в рекламе». Перед участниками выступили эксперты компании, а также предприниматели, которые поделились своим опытом продвижения в интернете. Специалисты по рекламе проконсультировали представителей бизнеса по запуску и ведению рекламных кампаний.