Тимбилдинг для топов
Ростовские работодатели все чаще организуют тренинги командообразования для управленцев.
За минувший год посткризисная «встряска» и раскрытие потенциала рядовых сотрудников перестали быть основными целями при заказе тимбилдинга. В приоритете — знакомство и объединение управленцев, необходимое при слиянии компаний, расширении и диверсификации бизнеса. С такими событиями, по наблюдениям бизнес-тренеров, сегодня связано большинство заказов на тренинги командообразования. Для налаживания коммуникаций менеджерам предлагают новые подходы: от выстраивания взаимодействия с помощью e-mail до социально значимых проектов. Участники рынка командообразования сходятся во мнении, что сегодня главной аудиторией тимбилдинговых мероприятий становятся менеджеры разных уровней.
— Чаще всего мы выполняем заказы для линейных руководителей или топ-менеджеров. Цель заказчика — повысить эффективность управления, — отмечает Аксинья Отрошко, руководитель проекта командообразования тренингового центра «Аякс».
Растущий спрос на тренинги для менеджмента отмечает и управляющий партнер консалтинговой группы «Классный час» Мария Шапорева. Она называет тенденцию посткризисной и связывает ее с появлением сделок по слиянию и объединению компаний и с укрупнением бизнес-направлений.
— На таких занятиях незнакомые друг другу люди должны найти общий язык для совместной работы. Важно найти то, что всех объединяет, и определить механизмы совместной постановки задач, формулирования новых ходов.
Эксперты говорят, что большинство подобных запросов поступает от крупных компаний. Яркий пример — тренинг на яхтах в Азовском море, организованный «Аяксом» для региональных директоров крупной производственной компании и недавно приобретенного ею предприятия. Мероприятие, проведенное с целью познакомить и объединить управленцев двух компаний, включало поиск клада и ключей (по аналогии с «Фортом Боярд»), а также использование азбуки Морзе.
Среди актуальных для команды топов вопросов — отработка навыков взаимодействия, в частности заочного. Недавно «Классный час» организовал для 16 руководителей компании «Зебра» тренинг с упражнением «Электронная почта».
— Стояла цель выработать понятный для всех язык, — поясняет г-жа Шапорева. — Мы отрабатывали коммуникации именно на уровне e-mail, в течение 2 часов взаимодействовали исключительно посредством переписки. Она проходила в игровой форме, была поставлена общая задача.
В компании Human Factors в последнее время отмечают тенденцию, прежде не характерную для местных компаний: в ходе тренинга по командообразованию важное значение стала приобретать социальная ответственность руководителей.
— Сейчас мы работаем над подобным проектом для 15 топ-менеджеров производственной компании, — рассказывает руководитель компании Елена Агнаева. — Первый день дает возможность участникам раскрыть новые сильные стороны друг друга и объединить свои усилия в реализации социально значимого проекта. Итогом работы станет тренировочно-игровой комплекс для детдома, который управленцы будут совместно придумывать, собирать, разукрашивать. А после сами пройдут в нем испытания. Г-жа Агнаева уточняет, что во второй день состоится аудиторный командный коучинг. Участники будут работать над совместным видением целей и стратегии компании, исследуют пути повышения эффективности взаимодействия и разработают конкретные планы действий.
В тренинговых компаниях отмечают также, что за последний год стали появляться запросы на командообразование от совсем небольших компаний — со штатом до 10 человек. Активизировались сферы IT и логистики. Аксинья Отрошко связывает это с тем, что услуга становится более доступной. По ее наблюдениям, в среднем однодневный тренинг командообразования обходится в сумму от 1 до 5 тыс. руб. за сотрудника. Руководитель направления обучения и командообразования Центра Развития Бизнеса [А]5 Ольга Максименко называет более высокие цены: от 2 до 7 тыс. руб.
К летнему сезону и в «Аяксе», и в [А]5 разработали новые предложения, актуальные для всех категорий сотрудников. — Мы предлагаем сюжетно-ролевую стратегию — игру, где участникам нужно собрать ресурсы и достичь цели в определенных условиях, — говорит г-жа Максименко. — Их определяют правила испытаний и доставшиеся роли. Последние дают бонусы в одних заданиях и ограничения в других. Участники должны выстроить стратегию и тактику, учесть возможности и ограничения, риски и изменения, с которыми могут столкнуться. Таким образом они отрабатывают навыки, способные помочь в решении бизнес-задач.
В «Аяксе» предлагают «Мини-командообразование» — 3-часовую программу для группы до 20 человек, состоящую из 4–5 упражнений, которые можно проводить и в офисе, и на открытом воздухе. Целями могут быть знакомство сотрудников, преодоление стеснения и выход за рамки отношений субординации между руководителями и подчиненными.
Несмотря на обилие предложений, некоторые из крупных компаний предпочитают устраивать командообразование своими силами. Зачастую выбирают формат спортивных состязаний. Например, в «Бизоне» ежегодно ко Дню автомобилиста организуют для сотрудников соревнования по автомногоборью. Победителей выбирают как в личном, так и в командном зачете. Среди призов — сертификаты на заправку топливом.
В ГК «Санта» также предпочитают использовать для организации тимбилдинга внутренний ресурс.
— При подготовке мероприятий для всей компании мы тратим от 1,5 тыс. руб. на человека, — уточняет управляющий партнер ГК «Санта» Светлана Столярчук. — На тренинг командообразования для более узкого круга, например для менеджерского состава, — от 6 тыс. руб. Сценарии разрабатываем сами: знание глубинных составляющих взаимоотношений в коллективе и построение цепочек взаимодействия позволяют найти индивидуальный подход и возможность раскрыть потенциал сотрудников. Это особенно важно для команды топов. А руководству удается заметить то, что в рабочей ситуации может быть скрыто.