Сборы с большегрузов привели к сокращению рынка
По словам участников рынка грузовых автоперевозок, в первые дни в работе системы дополнительных сборов с большегрузного транспорта «Платон» наблюдались сбои, но сейчас проблемы устранены. После введения сбора тарифы на перевозку выросли, в том числе за счет сокращения рынка, поскольку еще не все компании прошли регистрацию в системе.
С 15 ноября вступил в силу закон о плате за проезд по федеральным трассам для тяжелых грузовиков общей массой свыше 12 тонн. В ноябре тариф за километр пути составит 1,53 рубля. С 1 марта он вырастет до 3,06 рубля, а в январе 2018 года — до 3,75 рубля.
Введение дополнительных сборов вызвало бурную реакцию автомобильного сообщества, которая вылилась в митинги по всей стране. Транспортники жалуются на сбои в работе системы «Платон», при которых возникают проблемы с регистрацией и оплатой дорожных карт.
Узнать, как обстоят дела в ростовском центре взимания платы системы «Платон», не удалось, поскольку в ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператор системы) на запрос N не ответили. По данным на 26 ноября, в целом по стране в системе зарегистрировано около 600 тыс. транспортных средств.
По оценке Росавтодора, это всего лишь 60% от всего автопарка тяжелых фур в России.
Участники рынка, опрошенные N, говорят, что на сегодняшний день работа системы в Ростовской области больших нареканий не вызывает.
По словам руководителя СРО «Межавтотранс» Дмитрия Ирхина, практически все члены его организации зарегистрировали автотранспорт в системе.
— В начале своей работы система давала сбои из-за большого наплыва перевозчиков, но сейчас в целом она работает нормально, — говорит г-н Ирхин. — Кроме того, я проезжал мимо ростовского офиса «Платона» и уже не наблюдал там огромных очередей. Для удобства перевозчиков на территории предприятий, в том числе и нашего, будут размещены терминалы, в которых водители смогут оформлять и оплачивать дорожные карты. Однако сейчас наблюдается нехватка бортовых приборов, которые в первую очередь выдаются крупным предприятиям.
Директор транспортной компании «Н-Транс» Гарислав Алексеенко сообщил, что весь его транспорт зарегистрирован в системе.
— Сейчас с системой вроде бы все в порядке, но с регистрацией автотранспорта, на которую у нас ушло 4 дня, были большие проблемы, — говорит г-н Алексеенко. — Однако сам принцип работы системы вызывает у меня массу опасений и вопросов. Например, я не до конца понимаю, кто и как будет контролировать работу большегрузного транспорта. Кроме того, любой сбой системы может привести к тому, что не пройдет платеж по карте и начнут поступать необоснованные штрафы. А мы не знаем, как нам потом от них отбиваться и кому жаловаться. Даже юристы в шоке от сложившейся ситуации.
Сейчас за нарушения по внесению платы за проезд для юрлиц действуют штрафы в размере 450 тыс. рублей за первое нарушение и 1 млн рублей за повторное. Штрафы для индивидуальных предпринимателей — 40 тыс. и 50 тыс. рублей, для водителей — 5 тыс. рублей. Однако в декабре, возможно, будет принята поправка, согласно которой размер штрафа для всех перевозчиков будет составлять 5 тыс. руб. за первое нарушение и 10 тыс. руб. за повторное.
По словам участников рынка, в Ростовской области транспортники пока не подвергались штрафам за неоплату проезда. Гарислав Алексеенко отмечает, что штрафы могут прийти через полгода и даже через год, как это случается со штрафами за перегруз транспортного средства.
После введения сбора некоторые транспортные компании повысили тарифы на перевозку грузов на сумму, равную величине сборов. По подсчетам N, в октябре минимальный тариф на перевозку грузов из Ростова в Москву составлял 20 тыс. рублей, с учетом сбора он вырос на 8%, до 21,6 тыс. рублей.
— Рынок местных грузоперевозок сократился, поскольку одна часть компаний еще не прошла регистрацию в «Платоне», другая, опасаясь умопомрачительных штрафов, решила на время приостановить деятельность, что, соответственно, привело к увеличению тарифов, — говорит Дмитрий Ирхин. — Не все заказчики согласны с повышением и хотят переложить сбор на плечи автомобилистов, но многие предприятия идут нам навстречу, особенно торговые сети.
Пресс-служба областного правительства распространила информацию о том, что в 2016 году реконструкция Ворошиловского моста будет вестись за счет средств, полученных на возмещение вреда дорожному покрытию от большегрузных машин. В 2015 году строительство ведется за счет федеральной субсидии в размере 1,5 млрд рублей, в 2016 году также планируется освоить около 1,5 млрд рублей.
— Я согласен с тем, что на ремонт дорог нужно изыскивать дополнительные средства, но мы предлагали другое — ужесточение администрирования НДС, — говорит г-н Ирхин. — Сейчас же проводить митинги бессмысленно. Я встречался с перевозчиками в момент проведения забастовок и говорил им, что выходить на дороги бесполезно, поскольку на систему «Платон» были потрачены баснословные деньги. Нужно было убеждать власти в том, что сбор негативно скажется на рынке автоперевозок и стоимости товаров, сразу же после выхода постановления.