Рестораторы занимают призовые места в Сочи
Ресторатор Игорь Дорошенко, открывший перед Олимпиадой спортбар «Добрый Эль» в Сочи, остался доволен его работой во время Игр: свободных столиков не было, а выручка выросла на 20–30%. Вдохновившись перспективами Сочи как круглогодичного курорта, ресторатор решил открыть 4–5 спортбаров неподалеку от Красной Поляны и на черноморском побережье. Сеть «Вкуснолюбов», выиграв конкурс, разместила восемь «Блинных домиков» в Олимпийском парке. Рестораны «Ассорти», «Питькофе» и «Рис» также успешно поработали во время Олимпиады и планируют дальнейшее развитие в Сочи.
Компания Игоря Дорошенко подыскивает места для новых заведений в Красной Поляне, Адлере и других городах черноморского побережья. По мнению одного из участников рынка, развитие у Черного моря — верное решение: там есть свободные ниши, а ростовский рынок давно перенасыщен.
Владелец ГК «Добрый Эль» Игорь Дорошенко сообщил N, что в ближайшие 2 года планирует открыть 4–5 спортбаров «Добрый Эль» в спортивно-туристическом комплексе «Горная карусель» неподалеку от Красной Поляны и на черноморском побережье: в Адлере, Туапсе, Геленджике, Анапе. Сейчас там ведется поиск подходящих площадок. По словам Игоря Дорошенко, компания планирует заключать долгосрочные договоры аренды. Объем инвестиций в открытие спортбаров он затрудняется назвать, поскольку «каждый объект индивидуален». Один из участников рынка оценил объем инвестиций в открытие одного ресторана общей площадью 300 кв. м в сумму от 12 млн руб.
В сочинском «Добром Эле» во время Олимпиады не было свободных мест.
— Два года назад мы открыли «Добрый Эль» в Сочи в торговом центре «Мелодия» на Курортном проспекте, — говорит Игорь Дорошенко. — Сейчас это самый крупный спортбар в городе, там установлено 20 экранов, и во время Олимпийских игр велись регулярные трансляции соревнований. Все это время творилось что-то невероятное — у нас собирались болельщики из разных уголков России и целые иностранные делегации: японские, корейские; делали сюжеты федеральные телеканалы. Свободных столиков не было.
По его данным, в дни проведения Олимпийских игр выручка спортбара выросла на 20–30%. Цены на блюда и напитки во время соревнований не повышались и соответствовали ростовским.
Перед началом Игр Игорю Дорошенко поступило предложение открыть спортбар рядом с горным кластером, где расположен спортивно-туристический комплекс «Горная карусель».
— Инвестором строительства «Горной карусели» был Сбербанк, и поскольку мы давно сотрудничаем, его управляющая компания по размещению объектов недвижимости предложила нам открыть там спортбар, — рассказывает он. — Но предложение было сделано 28 декабря, а открыться нужно было к 3 февраля. С учетом того, что с 7 января вступили ограничения на въезд транспорта, мы физически не успели бы уложиться в такой промежуток времени.
Игорь Дорошенко добавил, что торговое подразделение компании в Сочи за полгода получало разрешение на въезд транспорта. Кроме того, действовали ограничения на въезд крупнотоннажных машин: товары могли подвозиться только с 8 вечера до 8 утра, в связи с этим приходилось перестраивать график работы.
Компания планирует воспользоваться предложением и открыть спортбар в «Горной карусели» после проведения Паралимпийских игр.
По мнению Игоря Дорошенко, благодаря Олимпийским играм Красная Поляна, Сочи и другие города на черноморском побережье стали более привлекательными для развития ресторанного бизнеса.
— После окончания Олимпийских игр регион будет и дальше развиваться, продолжится строительство туристической инфраструктуры, — считает он. — Руководство страны понимает, что Сочи и окрестные территории нужно наполнить событиями. Уже в этом году там собираются провести саммит «Большой восьмерки», этап гонок «Формулы-1». Большой Сочи вошел в список городов, где состоится чемпионат мира по футболу — для этого переоборудуют стадион «Фишт». Мне очень нравится, как изменился город. Там прекрасно организована работа транспорта, в том числе и водного: прогулочные теплоходы и корабли курсируют вдоль побережья.
Игорь Дорошенко добавил, что его поразило то, что во время Олимпиады водители автобусов и такси ездили в пиджаках и галстуках.
— В Сочи сделаны удобные пешеходные зоны, большое внимание уделено созданию удобств для людей с ограниченными возможностями, — продолжает ресторатор. — Они наравне со всеми могут передвигаться по городу, посещать магазины, аптеки, торговые центры.
Как сообщили участники рынка, в Олимпийском парке во время Игр реализацию еды и напитков осуществляли только официальные партнеры и поставщики: «Макдоналдс», «Балтика», Соса-Сola и др. Остальные бизнесмены, которым удалось договориться о работе в парке, могли продавать продукты только под эгидой этих спонсоров — таково было требование Международного олимпийского комитета. В фирменных «Блинных домиках» продавалась продукция ростовской компании «Вкуснолюбов».
Как сообщил N директор по стратегическому развитию сети блинных «Вкуснолюбов» Артур Товмасян, администрация Краснодарского края пригласила филиал компании (был открыт в Краснодаре в 2011 году. — N) принять участие в организации общепита во время проведения Олимпиады и представлять регион. Он рассказал, что, организуя питание во время Игр, олимпийский комитет стремился, чтобы была представлена в том числе и русская кухня, да еще и с местным кубанским колоритом. «Вкуснолюбов» участвовал в нескольких конкурсах, которые проводили администрация Краснодарского края, оргкомитет «Сочи-2014» и др. Претендентов, в том числе крупных федеральных и транснациональных компаний, было очень много. В итоге «Вкуснолюбов» оказался лучшим, что позволило компании разместить восемь фирменных «Блинных домиков» рядом со спортивными объектами на территории Олимпийского парка.
— По итогам работы на Играх нас отметили знаком «Лучший олимпийский оператор» и попросили остаться на Паралимпиаду, — говорит Артур Товмасян. — Мы сразу ответили согласием, так как участие в ней имеет для нас особое, я бы сказал, более важное значение. Для нас большая честь внести свой вклад в это благородное дело, поддержать участников и болельщиков именно Паралимпийских игр!
Компания планирует остаться работать на территории олимпийских объектов в Сочи, в том числе во время проведения там этапа гонок «Формулы-1» в октябре этого года.
По словам одного из рестораторов, в момент соревнований в заведениях на 300 посадочных мест, расположенных в Олимпийском парке, одновременно находилось 600–700 человек. Ежедневная выручка составляла 1 млн руб.
Управляющий партнер ростовской ГК Nechaev Group Максим Коган сообщил, что ресторан группы — «Ассорти» на 250 посадочных мест — работает в Сочи уже в течение года.
— Наш ресторан расположен в морском порту, как раз напротив площади, где размещались огромные экраны, по которым транслировались в том числе открытие и закрытие Олимпиады, — рассказывает он. — Наплыв людей был огромный, это был сильный стресс, поскольку предъявлялось очень много требований к регламенту, обслуживанию. Нам пришлось вызывать управляющих из Ростова, нанимать на работу дополнительный персонал. В связи с этим не могу сказать, что мы получили какую-то особую экономическую выгоду, просто эти дни отработали в летнем режиме.
Как сообщил Максим Коган, помимо Сочи у группы компаний уже есть заведения в Анапе, Новороссийске, Туапсе.
— Мы заинтересованы в дальнейшем развитии в этих городах, однако четких планов по открытию пока нет, — добавляет он. — Как правило, решение об открытии принимается, если мы находим подходящий объект недвижимости.
Учредитель сети ресторанов «Рис» Арам Хбликян сообщил, что компания управляет 8 ресторанами «Рис» в Сочи и еще несколькими в Анапе, Новороссийске, Туапсе и планирует осваивать другие города на Черном море.
— У нас есть долгосрочная стратегия развития на черноморском побережье, мы уже работаем там 5 лет и планируем развиваться дальше, — говорит он.
Г-н Хбликян добавил, что компания принимала участие в социальном проекте на Олимпиаде.
— По просьбе администрации Сочи на все дни проведения Игр мы установили в морском порту шатер, где продавали блюда и напитки по низким ценам, — поясняет он. — Приготовление, обслуживание и продажу продукции мы полностью вели своими силами, работая при этом с нулевой рентабельностью.
В прошлом году ростовская сеть кофеен «Питькофе» продала три франшизы партнерам на юге, в том числе и в Сочи.
Как сообщил заместитель гендиректора ООО «Управляющей компании РестПрофи» (владеет сетью) Михаил Сидоров, ресторан в Сочи был открыт в середине Олимпийских игр. Он считает приход ростовских рестораторов на черноморское побережье правильным решением и не исключает, что компания будет открывать новые заведения в Сочи, Адлере и других городах.
— Раньше в этом регионе присутствовали в основном форматы заведений, работающих с кавказской кухней, и местные ресторанные компании, а ростовские игроки добавили этому рынку разнообразия, — считает Михаил Сидоров. — Поэтому я уверен, что мы сможем завоевать своих клиентов. Учитывая предстоящий саммит, этап гонок «Формулы-1», думаю, что местные рестораны ждут хорошие обороты. За те пять дней, которые отработал «Питькофе» во время Олимпиады, выручка была в 1,5 раза выше, чем в Ростове. Михаил Сидоров добавил, что ростовский рынок перенасыщен, конкуренция там велика и дальнейшее развитие сетевых форматов является нецелесообразным. По его словам, за последние 2 года в Ростове открылось больше ресторанов, чем за предшествующие 5 лет.