Разоблачить однодневку
Проверить добропорядочность контрагента нужно самостоятельно.
Государство в очередной раз ужесточает борьбу с фирмами-однодневками, использующимися для обналичивания денег и ухода от уплаты налогов. Чтобы обезопасить свою компанию от недобросовестных контрагентов и последующих санкций налоговиков, стоит внедрять систему мониторинга налоговых рисков. Кроме того, в распоряжении налогоплательщиков появился и более простой способ оценки контрагента — аналитическая система «СПАРК».
В сентябре подготовлен законопроект, усложняющий использование фирм-однодневок. Например, к людям, учреждающим или участвующим в новой компании, предъявляются дополнительные требования, ужесточаются правила ликвидации фирм, а контрагентам грозят налоговыми санкциями.
Впрочем, и сейчас компания, сотрудничавшая с фирмой-однодневкой, т. е. не проявившая должной осмотрительности при выборе контрагента, может получить санкции в виде доначисления НДС и налога на прибыль.
— Недобросовестная компания не платит налог в бюджет, и, соответственно, ее контрагент не может предъявлять уплаченный НДС к вычету, — поясняет Александр Вязовик, адвокат компании VEGAS LEX. — Расходы по операциям с однодневками уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, т. к. эти операции не являются, по мнению налоговых органов, реальными. Вместе с тем в правоотношения с однодневками вступают и вполне добропорядочные организации. Нередко они узнают правду о контрагентах лишь по итогам налоговой проверки.
Как правило, это происходит с компаниями, не внедрившими систему мониторинга налоговых рисков. Хотя большинство крупных фирм использует такую практику.
Чтобы защититься от претензий налоговых органов, можно использовать рекомендации самих налоговиков: запрашивать копии учредительных документов контрагента, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ и о постановке на учет в налоговой, лицензии, приказы, подтверждающие право руководителя подписывать документы. Информация о том, не привлекался ли последний к налоговой ответственности, а также не зарегистрирован ли ваш контрагент по адресу массовой регистрации и не входят ли в состав исполнительных органов дисквалифицированные лица, есть на сайте ФНС.
— Следует обосновывать документально, почему именно с этим поставщиком вы заключили договор, — рекомендует Анна Архипова, замдиректора Первой Ростовской Налоговой Консультации. — Сделать это просто, если провести заочный конкурс поставщиков или оформить предложения от ваших партнеров в виде писем. Если предложение избранного контрагента будет оптимальным, то это объясняет заключение договора. В некоторых случаях выбор может осуществляться на основании полноценного тендера, тогда необходимо разработать положение о тендерах. Если ваш контрагент участвует в государственных конкурсах и заказах, то чиновники его уже проверили. По возможности сохраняйте рабочие документы, которые оформляет ваша компания во время сотрудничества с тем или иным контрагентом. Это может быть деловая переписка, протоколы о намерениях, предшествующие заключению договора. Возможно, это будет предварительный договор, подойдут даже электронные письма, в которых вы согласуете цену, условия доставки, тару, упаковку и многие другие аспекты своей хозяйственной деятельности.
Оградить свою компанию от партнеров-однодневок можно и с помощью аналитической системы оценки благонадежности компаний.
Группа «Интерфакс» уже более двух лет ведет расчет индекса должной осмотрительности (ИДО), позволяющего оценить благонадежность компаний.
— Индекс должной осмотрительности широко используется клиентами крупнейшей в России базы данных по компаниям «СПАРК» и получил позитивную оценку со стороны профессионалов, — завил заместитель генерального директора «Интерфакса» Роман Лаба. — Накопленный нами опыт применения индекса, создание на базе «СПАРКа» постоянно работающего стенда для моделирования и математического анализа, расширение группы специалистов — все это позволило нам вывести проект на новый этап развития. Точность оценки, которая нами достигнута, выглядит не хуже или даже лучше зарубежных аналогов.
ИДО измеряет по шкале от 1 до 99 степень риска того, что компания является «технической», не имеет активов, была создана не для уставных целей. Индекс, при разработке которого широко анализировался как международный опыт, так и специфика российского бизнеса, рассчитывается более чем для 3,5 млн действующих в России коммерческих структур.
— Если принятые меры и не выявят однодневки, то хотя бы позволят избежать претензий налоговой инспекции в отношении операций с этим контрагентом, — подчеркивает Александр Вязовик. — Судебная практика по данному вопросу давно сформировалась. Налогоплательщик, проявивший разумную осмотрительность и принявший доступные ему меры по проверке добросовестности своего контрагента, освобождается от ответственности.
— Условные критерии определения сомнительности контрагентов или хозяйственных операций, которые сложились в практике налоговых органов, являются причиной массовых необоснованных требований к добросовестным налогоплательщикам и приводят к значительному числу споров в арбитражных судах, — уверена Анна Тарасова, гендиректор ООО «АКТИВ-ПРАВО». — Остается надеяться, что внедряемая практика обязательного досудебного урегулирования претензий налоговиков позволит переместить акценты в отношении к налогоплательщикам. А обязанность по доказыванию сомнительности контрагентов станет функцией налоговых органов.