Приключения под названием «Хедхантер»
Итальянец Пьер Моро набирал в Ростове персонал в свою фирму. Его рассказ — это цепь удивлений.
Мои «русские приключения» начались в 2009 году в Москве, где я жил в течение 4 лет. В тот период я работал архитектором в собственном офисе в Милане, телеведущим на «Эксперт-ТВ» в Москве и в российских представительствах двух итальянских компаний, первая из которых специализировалась на декоративном освещении, а вторая — на ювелирных изделиях премиум-класса.
Благодаря такому разнообразному опыту я думал, что узнал Россию изнутри, но на самом деле это было совсем не так. Я работал в основном с компаниями и клиентами, ориентированными на Европу и остальной мир. Сейчас можно сказать, что мой московский опыт был на 50% интернациональным и только на 50% российским. Но тогда я этого не знал.
В 2015 году мои «русские приключения» продолжились в Ростове-на-Дону, когда мы начали сотрудничество с моим партнером Евгенией Поповой (ныне моя супруга Евгения Моро). Я был убежден, что знаю, как нужно управлять нашей компанией Art Studio House наилучшим образом. Еще до приезда в Ростов я сказал Евгении, что ключ к нашему успеху — «найти профессионалов, которые будут работать в нашей компании». Именно в тот момент и началось 100-процентное погружение в российскую действительность.
Я приехал в южную столицу 23 ноября 2015 года, преисполненный энтузиазма, словно мне снова было 20 лет! Наш первый офис был не очень удобно расположен — два отдельных кабинета на первом и третьем этажах небольшого здания. Мы с Евгенией, секретарь и мой персональный ассистент находились в первом кабинете, а основная часть нашей команды (14 человек) — во втором, что, несомненно, мешало мне контролировать процесс работы.
Руководствуясь своим международным опытом, я поговорил с каждым членом команды с целью выяснить, чего же они хотят от Art Studio House. Ответ был один и тот же: мы хотим, чтобы компания стала брендом. Этот ответ показался мне разумным и логичным, поэтому я собрал всю команду вместе, чтобы рассказать, что необходимо сделать, чтобы их желание осуществилось, чтобы компания Art Studio House стала брендом.
Именно в этот момент и начались проблемы: все без исключения хотели, чтобы становление Art Studio House международным брендом произошло без их участия. Никто не хотел сделать хоть что-то, чтобы облегчить этот процесс. Помню, кто-то однажды сказал мне: «Когда уже мы станем богаты?»
Только тогда я понял, что мой опыт работы в Москве не имеет ничего общего с Российской Федерацией в целом и с Ростовом в частности. Я понял, что Москва была другой планетой по сравнению с регионами, особенно в части понимания бизнеса и культуры работы.
Но я не унывал! Я привлекал все возможные ресурсы, чтобы сделать из небольшой региональной дизайн-студии международную компанию. Я провел множество встреч, чтобы понять, как строится бизнес в России, как рационализировать и стандартизировать процесс работы и как строить диалог с клиентами начиная со стадии разработки договора.
Я не придумал ничего нового, поскольку с 2000 года использую международный стандарт ISO 9001. Он был успешно применен в моем офисе в Милане и трех других итальянских компаниях, где я работал.
На основании информации, которая была получена от нашей команды, я составил документ, в котором весь процесс ведения проекта был разделен на 25 шагов. Но когда я представил данный документ, он был раскритикован моей командой и назван неполным. Не могу сказать, понимали ли мои сотрудники, что я их руководитель и пытался создать более профессиональную систему работы для них. На мгновение показалось, что моя команда не понимает, кто есть кто. Но в документе ISO 9001 уже на первой странице дано определение того, «кто есть кто» и «кто что должен делать». Так или иначе, складывалось ощущение, что я сотрудник и у меня есть 14 боссов, критикующих каждый мой шаг.
Несмотря на это, я всячески старался никого не увольнять, пытался найти компромисс и, прежде всего, решение. Так как моя работа оценена не была (документ в 25 шагов), я попросил всю мою команду (14 человек!) дополнить данный документ необходимыми поправками. На это понадобилось около 6 месяцев, по прошествии которых появился документ в 36 шагов. Забавно, что свою версию в 25 шагов я сделал всего за две недели, а чтобы получить окончательный вариант документа, дополненный 11 шагами, мне пришлось ждать 24 недели! 25 + 11 = 36 шагов. Что ж, добро пожаловать в Ростов-на-Дону!
Но, конечно, за эти шесть месяцев у меня были и другие задачи. Благодаря моим контактам я начал переговоры с компанией Bosco di Ciliegi (ГУМ, г. Москва) для участия в тендере по разработке нашей студией проекта бутика товаров для дома в Петровском Пассаже, который находится недалеко от Большого театра.
В июне 2016-го мы начали. Участниками тендера были европейские и московские (хочу подчеркнуть — московские, а не российские) компании. Необходимо было предложить концепт-проект, чтобы заказчик мог выбрать, с какой студией продолжить работу. И тут наступил решающий момент: нужно было работать в команде!
Но как можно принимать участие в конкурсе с командой, не скоординированной настолько, что для того, чтобы дополнить документ 11 пунктами, потребовалось 24 недели? Было ясно, что у меня нет единой сплоченной команды, поэтому я использовал их разобщенность (привычку работать индивидуально) в позитивном ключе. Вместо разработки единой идеи мы представили на конкурс три разные концепции. Ожидаемый результат был один: сделать проект Bosco Casa в Петровском Пассаже. Важный шаг на пути становления бренда был сделан. И довольно успешно!
Но конфликт был неизбежен. Мои сотрудники считали, что успех в конкурсе был лишь их заслугой. И на этом этапе путаница в вопросе «кто есть кто» стала просто невыносимой. Мое терпение закончилось, и стало ясно, что смена команды неизбежна. У нас состоялась встреча, где я задал каждому сотруднику самый важный вопрос: вы в команде или нет? Многие приняли решение оставить Art Studio House (к счастью для нас), но теперь мы должны были найти новых сотрудников! И здесь начинается новое приключение под названием Head Hunter.
Хотя это приключение началось немного раньше, в январе 2016 года, когда я искал персонального ассистента, человека со знанием английского, итальянского или испанского языка. Было проведено много интервью. Портфолио кандидатов были очень интересны, но в ходе интервью становилось ясно — языка они не знают. Вначале формулировки «могу проходить интервью» и «читаю профессиональную литературу» были мне непонятны. Сегодня это означает для меня лишь одно: «я не умею говорить на языке». Также хочу отметить, что ко многим портфолио вместо сертификатов, рекомендательных писем и прочих важных документов были прикреплены красивые фотографии кандидатов, словно Art Studio House — модельное агентство. Но я искал помощника со знанием нескольких языков, а не подругу или жену! Как тяжела жизнь!
В августе 2016-го настало время искать ключевых сотрудников для Art Studio House: дизайнеров интерьера, архитекторов и специалистов по визуализации. У меня состоялось интервью с молодым человеком, полным энтузиазма, который хотел работать в международной компании. Но, признаюсь, меня несколько озадачило то, что на собеседование он пришел в сопровождении своей девушки (словно с группой поддержки). В самом начале я обозначил задачи и пути компании к достижению общих целей. Он еще был студентом, но я думал, что в связи с этим трудностей возникнуть не должно. Но я ошибся. Совмещать работу и учебу не так просто, и теперь я не хочу больше брать на работу студентов. Хотя этот молодой человек имел большой потенциал в вопросе 3D-визуализации, его познания в 2D-чертежах стремились к нулю, а ведь именно это основа нашей работы. И вместо детальной проработки вопросов, связанных с конструктивными вещами, он концентрировался на 3D,параллельно отвлекаясь на учебные вопросы.
В сентябре пришли дизайнеры и архитекторы, в подготовке которых тоже были недостатки. Некоторые из них до сих пор в Art Studio House в качестве «подмастерьев», и я вынужден тратить много времени, чтобы обучить их.
Наш запрос был — найти профессионалов на рынке. Я имею в виду людей, которые способны выполнять поставленные задачи в условиях абсолютной автономии. Жаль, что в Ростове-на-Дону такие сотрудники являются фрилансерами, которые не имеют опыта работы в команде, что очень важно для нас. Зачастую они хотят иметь фиксированную зарплату в студии с явной попыткой «увести» некоторых клиентов.
Во избежание сюрпризов от кандидатов мы применили новую стратегию предварительных интервью — тестирование, чтобы понимать, способны ли они выполнять поставленные задачи.
Мы предупреждаем по электронной почте, что до интервью в офисе необходимо будет пройти тест, и знакомим соискателя с задачами, которые необходимо будет решать в ходе работы. Все это зафиксировано в нашем документе ISO 9001.
Как правило, на данное сообщение отвечают лишь 25% соискателей, то есть каждый четвертый человек. Далее соискатель получает письмо с тестом. Для вакансии офис-менеджера разработан тест, включающий вопросы по четырем разделам: Excel, Word, Power Point, перевод с русского языка на английский. Здесь мы получаем в среднем 25% правильных ответов. На основе этой статистики ясно, что мы должны отправить 16 писем, чтобы выявить потенциального офис-менеджера с вероятностью успеха 1:16. Но и это еще не все. Далее интервью!
У нас был опыт интервью, которые сложно назвать нормальными. Хочу вспомнить три случая.
Первым был кандидат, запросивший зарплату, в два раза превышающую среднюю в регионе на подобных вакансиях. Тест был выполнен на среднем уровне, но я все же хотел пообщаться с соискателем лично. Мне было интересно узнать, какие именно профессиональные качества были оценены им в запрошенную сумму. Ответ был пугающим: человек руководствовался не наличием качеств, а тем уровнем зарплаты, которая будет обеспечивать ему привычный образ жизни. Но, видя на моем лице некое замешательство, кандидат тут же сказал, что готов к диалогу в этом вопросе. Мы попрощались тут же.
Второй особый случай — когда кандидат не имел опыта других мест работы и только окончил университет. Тест был выполнен на 100%, и мы встретились в нашем офисе. Мы оговорили, что предлагаем средний уровень заработной платы с возможностью бонуса, который позволит удвоить доход. Для получения бонуса необходимо связываться с потенциальными клиентами по телефону и предлагать услуги по разработке дизайна. Мне показалось, что девушка не вполне поняла, и я объяснил, что нужно звонить и продавать наши услуги. При слове «продавать» она изменилась в лице, словно я сказал что-то неприличное. Ее ответ был: «Мне нужно посоветоваться с родителями, прежде чем принять ваше предложение». Мы попрощались. Жаль, ведь тест был пройден на 100%.
Третий же случай был совершенно другого рода. Кандидат имел разнообразный опыт работы, в том числе в известной сети фастфуда. Будучи студентом, я сам подрабатывал официантом, поэтому не имею предубеждений на этот счет. Я попросил сделать тест, который девушка прошла на 75% и продемонстрировала высокий уровень знания английского языка. Пожелания по зарплате совпали с нашим предложением, тем более что предусмотрена возможность дополнительного бонуса. Девушка согласилась, была представлена нашей команде и приступила к переводу на английский язык нашего документа ISO 9001. Мы с Евгенией уехали на встречу, но по возвращении исчезла девушка. Позже она объяснила, что у нее есть неотложные дела в университете, в связи с чем продолжить работу она не сможет.
И это только то, что касается вакансии офис-менеджера. Несложно представить, что ожидает нас во время поиска дизайнеров, архитекторов и специалистов 3D-визуализации.
По этой причине я решил сделать тест на 15 страницах для оценки уровня кандидатов. В нем несколько разделов. Первый посвящен архитектуре — на знание известных архитектурных сооружений. К каждому вопросу дано четыре варианта ответа. Таким образом, шанс ответить верно — 25%. Далее следуют темы: бренды, персоны, освещение и, наконец, тест 2D.
Средний уровень прохождения теста — 40% верных ответов. В разделе 2D хуже — только 10% кандидатов смогли выполнить простой чертеж стойки ресепшен.
На основании этого можно сказать, что проблемы бывают трех разных типов. Первый — вопрос воспитания. Я имею в виду то, что закладывается еще в семье, до поступления в школу и университет. Здесь и опоздания на интервью, высокомерность и самонадеянность кандидатов (до прохождения нашего теста). Второй касается непосредственно школьного и университетского образования, которое зачастую противоречит потребностям рынка труда. И наконец, третий тип. Настоящая пропасть между процессом обучения и реальной трудовой деятельностью. В данный момент они идут параллельно друг другу и не имеют ни единой точки соприкосновения.
Сегодня я живу в России, здесь я создал семью, строю наше будущее. У меня возникла идея создания международного конкурса с участием Италии и России на базе ведущих университетов, с привлечением местной администрации, студентов и профессионалов. Почему бы не построить мост между теорией и практикой, которого, к сожалению, нет в данный момент? Конкурс — это не что-то новое! Но это старый проверенный способ, используя который можно решить поставленную задачу и привлечь все заинтересованные в этом стороны.
Мы представили данный проект в местном университете, но реакция не слишком отличалась от обычной реакции кандидатов, которые приходят к нам на интервью. Я полагаю, что нужно сотрудничество в этом вопросе по формуле: семья + школа + государство. И когда я говорю «государство», я имею в виду не только столицу, но и регионы, которые вместе составляют самую большую страну в мире.
Я искренне надеюсь, что мой русский сын (который еще не родился) сможет учиться в российском университете, который будет признан во всем мире. У меня есть окорло 19 лет, чтобы осуществить это. Я не вижу причины отказаться от своей цели. И начну я здесь — в Ростове-на-Дону.
Arch. Pier Moro / Мехико 04.07.2017 ,статья переведена Марианной Лесняк