Подход к внутреннему туризму не меняется
На первый взгляд, санкции и ослабление рубля дали мощнейший толчок развитию внутреннего туризма: с зарубежных поездок россияне переориентировались на туры по стране, путешествия в Россию стали доступнее для иностранцев. Все это — хороший стимул для развития территорий, но в крупных городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, проводить экскурсии проблематично — из-за дорог, пробок на центральных улицах, полуразрушенных памятников архитектуры и многого другого. К сожалению, Ростов не исключение.
Местные власти должны понять: пока они не посмотрят на город глазами туристов и не возьмутся за решение проблем, туристический потенциал так и останется нераскрытым. Чтобы наладить турпоток в регион в целом и Ростов в частности, нужна программа с простыми, но обязательными пунктами: стоянки для автобусов, возможность проведения экскурсий по центральным улицам, сохранение оставшихся памятников архитектуры с конкретными адресами, поддержка музеев и, что немаловажно, создание туристско-информационного центра в специально отведенном помещении. В России таких центров около сотни; среди городов-миллионников нет его только в Ростове.
Говоря о привлечении иностранцев, нужно понимать, что ослабление рубля хоть и сделало поездки в Россию более доступными, но остались неразрешенные проблемы: с визами (их получение — сложная и растянутая во времени процедура), регистрацией, уровнем сервиса в регионе, знанием, а точнее незнанием, языка персоналом и просто с отсутствием у туристов представления о том, что такое юг России. Есть и препоны на местном уровне. Например, в 2015 году в Ростов не будут заходить круизные суда, поскольку цена на стоянку в порту завышена. Мы лишаемся возможности использовать Дон для реализации туристического потенциала. Возможно, стоит рассмотреть варианты субсидирования части затрат или изучить, кто и на каком основании устанавливает такие цены?
К Ростовской области традиционно лояльны москвичи, питерцы и жители средней полосы России, среди иностранцев наибольший интерес проявляют немцы и китайцы, а с недавних пор — и индусы с турками. Но нужно постоянно стимулировать интерес к территории, рассказывая о ее возможностях в СМИ, организуя рекламные туры для специалистов, участвуя в выставках, в том числе международных, с красочными стендами, фольклором, программами грядущих мероприятий. Событийный туризм в Ростове может быть представлен массой мероприятий и форматов — столь многонационального края с подобным количеством культур, кухонь и традиций попросту нет.
Мне очень обидно, что сегодня наше истинное достояние используется слабо и неэффективно. У нас можно организовывать джазовые и национальные фестивали, фестивали культур и кухонь, наполнить музеи новым содержанием с интерактивной составляющей и с пополнением экспозиций за счет меценатов и бизнес-структур. Однозначно перспективное направление — гастрономические фестивали. Далеко не во всех регионах есть то, что имеем мы: свои мясо, рыба, овощи и фрукты. Пустующая ниша с колоссальным потенциалом — сельский туризм.
Чтобы Ростов и область стали туристическими брендами России, в региональном правительстве и городской администрации просто должны найтись те, кто действительно захочет — с пониманием проблем и в плановом порядке — изменить ситуацию с въездным туризмом в регионе.
Татьяна Нечепаева, гендиректор ГК «Рейна-Тур НТВ»