Онлайн-торговля в Ростовской области выросла на 40%
В Ростовской области за январь — сентябрь этого года рынок онлайн-торговли вырос почти как в среднем по России — на 40%. Ростовчане стали чаще оплачивать покупки в интернете картой и все больше пользоваться постаматами. Конкуренция за лояльность ростовчан у интернет-магазинов стала высокой.
Сервис «Яндекс.Маркет» и аналитическая компания GfK Rus провели совместное исследование российских онлайн-покупателей. Как сообщил руководитель отдела маркетинговых исследований сервиса «Яндекс.Маркет» Кирилл Шпара, в мире онлайн-ретейл составляет уже 17% всего ретейла. Российский рынок интернет-торговли занимает долю 9–10%, за 9 месяцев этого года он вырос на 45%, это примерно в 2 раза больше, чем за последние 2–3 года.
— 2,5 трлн руб. — прогноз оборота российского рынка по итогам этого года на основе первой волны закрытий, — поясняет Кирилл Шпара. — После мая-июня ситуация немножко стабилизировалась, сейчас тоже есть некая напряженность, возможно, это отразится на рынке в ту или иную сторону.
Резкий рост рынка произошел как за счет того, что очень сильно выросла онлайн-торговля, так и за счет того, что частично сократилась офлайн-торговля, по крайней мере в непродовольственных категориях. По словам Кирилла Шпары, драйвером роста в этом году были небольшие города — прирост по ним составил 10%. В Ростовской области рост рынка онлайн-торговли составил 40%.
В этом году впервые среди опрошенных больше онлайн-покупателей одежды, чем мобильных телефонов, хотя до этого смартфоны были лидирующей категорией по числу заказов в интернете. Кроме того, в 2020-м особенную популярность у ростовчан приобрели продукты: если в прошлом году их заказывали только 30% респондентов, то сейчас уже 39%, и только 12% респондентов отметили, что не считают продукты питания пригодными для онлайн-покупок. В целом каждый четвертый опрошенный готов покупать онлайн любые товары и не считает, что есть товары, которые не подходят для покупки в интернете. Говоря о причинах делать покупки именно онлайн, 20% ростовских онлайн-покупателей отметили, что время пандемии коронавируса безопаснее покупать в интернете, чем в традиционном магазине. Но главным преимуществом онлайн-покупок опрошенные назвали возможность спокойно сравнить цены и сделать выбор.
Еще исследователи отмечают, что опрошенные ростовчане стали реже оплачивать покупки в интернете наличными, а все чаще картой — так в этом году оплачивают уже более половины заказов.
Развитие рынка, скорее всего, подстегнет и более частое использование в этом процессе карты «Мир». Ранее принимать оплату с использованием национальных платежных карт должны были только те интернет-продавцы, у которых выручка за предшествующий календарный год превысила 40 млн руб. Теперь с 1 ноября 2020 года требование принимать карты «Мир» будет распространяться на владельцев агрегаторов, а нужный размер выручки постепенно снизится до 20 млн руб. в июле 2021 года.
Набирает популярность не только безналичная оплата, но и бесконтактные способы получения заказа. Так, в Ростове стали чаще пользоваться постаматами: если в прошлом году их опробовал 21% покупателей, то в этом уже 31%.
— Конкуренция за лояльность ростовчан у интернет-магазинов достаточно высока, — добавил Кирилл Шпара. — Чаще всего ростовские онлайн-покупатели делают заказы в проверенных местах — только 20% опрошенных сделали свой последний заказ в магазине, в котором до этого никогда ничего не покупали. А более чем у половины ростовских онлайн-покупателей есть интернет-магазин, который они называют любимым.