ОАО «Роствертол» готовит инженеров будущего
Последнее десятилетие ведущие предприятия отечественной авиационной отрасли работают в условиях непрерывного обновления номенклатуры и модификаций выпускаемых изделий, освоения новых технологий, материалов и современного оборудования, что предъявляет жесткие требования к способности инженерных кадров быстро осваивать новые методы работы, производственные и информационные технологии. Поэтому инициатива Союза машиностроителей России «Ты — инженер будущего», нацеленная на привлечение и закрепление в отечественной промышленности наиболее одаренных молодых инженеров, активное вовлечение передовых промышленных предприятий в процесс подготовки специалистов для машиностроения, является важной и своевременной.
Открытие нового учебного класса кафедры «Авиастроение» в ДГТУ. Слева направо: генеральный директор ОАО «Роствертол», заведующий кафедрой Б. Н. Слюсарь, ректор ДГТУ Б. Ч. Месхи, председатель ЮНЦ РАН академик Г. Г. Матишов, заместитель генерального директора, заместитель заведующего кафедрой М. Б. Флек.
Задолго до этого проекта руководством ОАО «Роствертол» было принято стратегическое решение о создании образовательного пространства, которое бы реализовало опережающую подготовку и переподготовку специалистов для собственных нужд. Для его исполнения в 2002 году генеральным директором ОАО «Роствертол» Б. Н. Слюсарем и ректором Донского государственного технического университета А. А. Рыжкиным было принято решение о создании на базе предприятия кафедры «Авиастроение». Практически одновременно с этим в Ростове под руководством академика Г. Г. Матишова организовывался Южный научный центр Российской академии наук, и кафедра «Авиастроение» стала базовой для него. Кафедру возглавил генеральный директор ОАО «Роствертол», действительный член Российской инженерной академии Б. Н. Слюсарь, а его заместителями стали заместитель генерального директора, доктор технических наук М. Б. Флек и заведующий лабораторией ЮНЦ РАН, профессор С. Н. Шевцов. Как показало время, это было правильное решение. Оно обеспечило привлечение к учебному процессу наиболее квалифицированных специалистов завода и научных работников, занятых фундаментальными научными разработками.
Основное отличие новой кафедры от обычных вузовских состоит в том, что в течение трех лет подготовка проходит в цехах, отделах и лабораториях авиационного предприятия, а многие дипломные и курсовые работы выполняются в рамках научных программ, грантов и контрактов. Созданная научно-образовательная структура позволила молодым специалистам резко сократить период адаптации, освоить технологии, оборудование современного авиационного предприятия и получить хорошую практику, а коллегам по будущему месту работы — узнать человека и понять, как и где можно применить его знания с наибольшей эффективностью. Наконец, преподавание специалистом, который ежедневно решает задачи своего предмета на практике, а не только знаком с ним по книгам, дает совершенно другое качество знаний и практических навыков.
Практически все выпускники кафедры распределяются в ОАО «Роствертол». Вот некоторые примеры их профессионального роста: заместитель главного конструктора — П. С. Седин, заместители главного технолога — Д. В. Максимов, Н. К. Желиба, главный технолог Лопастного завода — С. Н. Кондратьев, начальник КБ ОГК — Д. В. Запара, начальник КБ плазово-шаблонной оснастки цеха — И. Г. Самощенко и др.
Одной из важнейших составляющих подготовки современных специалистов является их участие в выполнении научно-технических разработок. Высокий уровень научно-технических достижений только за два прошедших года подтверждается активным участием наших выпускников в престижных профессиональных мероприятиях и победами на конкурсах «Вертолет XXI века», Российской инженерной академии и Международном авиакосмическом салоне МАКС.
Подготовку кадрового резерва для современной авиационной отрасли можно без натяжки назвать высокотехнологичным производством, требующим не только использования высоких образовательных технологий, но и значительных затрат. Результаты этой работы в значительной степени оправдали себя, что позволяет сделать следующие выводы: значительный объем интеллектуальных и материальных затрат по подготовке современных инженерных и научных кадров придется нести передовым промышленным предприятиям и научным организациям; подготовка высококлассных инженеров, готовых с минимальным сроком адаптации приступить к работе в высокотехнологичных и оборонной отраслях, не может быть массовой и должна производиться под заказ потребителя. Для обеспечения опережающего уровня профессиональной компетентности будущих инженеров необходимо подключение к процессу подготовки квалифицированных специалистов академических и отраслевых институтов, ведущих активный мониторинг достижений и технического уровня зарубежных разработок.
Наблюдаемая тенденция оттока за рубеж молодых талантливых инженеров и ученых заставляет искать стимулы для их закрепления на отечественных предприятиях, создавать систему мер, обеспечивающую удовлетворенность специалиста материальным положением и профессиональным статусом.
Значительное снижение мобильности трудовых кадров, которое мы наблюдаем в последние годы, создало условия, при которых центры создания новых высокотехнологичных разработок, подготовки кадров будут постепенно смещаться от центра к периферии.
Это объективные тенденции, и роль крупных передовых промышленных корпораций, ведущих учреждений науки состоит в том, чтобы оперативно и адекватно реагировать на них.
А. Г. Бондаренко, начальник отдела кадров ОАО «Роствертол»
На правах рекламы