На ресторанном рынке наметились пять трендов
Донской рынок общепита развивался медленнее российского. Аналитики отмечают заметный рост в сегменте фастфуда и кофеен, а также снижение доходов классических ресторанов. В будущем развитие связывают с доставкой через мобильные приложения, использованием промоакций, а также завлечением клиентов на снековый перекус.
По данным исследовательского агентства NPD, по итогам января — октября 2019 года российский рынок фудсервиса вырос на 5%. В Ростовской области этот показатель гораздо ниже. По данным департамента потребительского рынка, в январе — июне 2019 года темп роста оборота донского общепита составил 18,1 млрд рублей, то есть рынок вырос на 2,5% к соответствующему периоду 2018 года. Количество объектов общепита увеличилось на 0,7% — до 6460, в Ростове — на 2,6%, до 1915.
На российском рынке наибольший рост произошел в сегменте фастфуда — на 17%, а также кофеен — на 7% (см. таблицу). При этом оборот ресторанов полного обслуживания снизился на 11%.
Аналитики выделили пять главных трендов в ресторанной индустрии, которые окажут влияние на российский рынок в текущем году.
По их данным, за последний год быстро росли услуги доставки. Главные игроки — агрегаторы Delivery Club и «Яндекс.Еда» — за несколько лет отшлифовали технологии и нарастили мощности, лишив рестораны необходимости доставлять самим. По мнению аналитиков, агрегаторы будут определять развитие доставки готовой еды в ближайшие годы, разрабатывать разные схемы лояльности благодаря огромному массиву собранных данных, а остальным участникам рынка придется подстраиваться.
Второй тренд — появление новых каналов на стыке известных форматов. Еда вышла за пределы ресторанов и теперь представлена везде, где только есть потребитель. Продуктовый ретейл, книжные магазины, бизнес и транспортные локации, заправки, коворкинги — теперь активные участники рынка фудсервиса. Люди все реже едят дома. За январь — октябрь 2019 года число визитов в фудсервис увеличилось на 5,6%.
Еще один тренд — одиночные визиты в рестораны. По данным NPD, более половины визитов в заведения фудсервиса приходятся на одиночек, причем этот показатель увеличивается на протяжении последних пяти лет. Если в 2013 году на соло-визиты приходилось 52%, то в 2019-м — уже 57%. Американские издания публикуют статьи, как вести себя в ресторанах в одиночестве, а заведениям советуют расставлять столики так, чтобы соло-посетителям было комфортно.
Четвертый тренд — рост посещений заведений фудсервиса происходит не столько за счет обедов или ужинов, сколько благодаря снековым визитам и моде на кофе. Так, за январь — октябрь 2019 года количество снековых визитов выросло на 7,1%, хотя рынок в целом — на 5%. Кофе выполняет роль снека, поскольку приглушает голод. Причем зачастую кофе заказывают незапланированно: 18% заказов кофе с января по октябрь 2019 г. было совершено импульсивно.
И наконец, драйвером каждого третьего визита в заведения фудсервиса в 2019 году было промо- или спецпредложение, и, по прогнозам NPD, значимость промо в этом году будет расти. Реальные располагаемые доходы в России не растут, и чтобы не отказывать себе в частоте посещения кафе и ресторанов, люди выбирают те, где есть специальные предложения, акции или накопительные поощрительные программы.