Мобильные операторы связались со спутниковой навигацией
Мобильные операторы начали экспансию на рынке навигационных услуг и мониторинга автотранспорта, где уже определились основные игроки из числа компаний, специализирующихся на внедрении технологий ГЛОНАСС/ GPS. Последние, впрочем, не боятся конкуренции, полагая, что сотовые операторы займут нишу стандартизированных услуг, либо же будут вступать со специализированными компаниями в партнерские отношения. Представители мобильных провайдеров не соглашаются с этим мнением и традиционно говорят о преимуществах комплексного телекоммуникационного обслуживания у одного поставщика услуг связи.
Большая тройка мобильных операторов, активно развивающая в последнее время услуги связи между устройствами (machine-to-machine, или m2m-связь, применяется, например, для удаленного контроля работы банкоматов, датчиков в инженерных сетях и т. п.), обратила внимание на рынок услуг по мониторингу автотранспорта.
Схема движения информации в системе мониторинга автотранспорта
Операторы работают в этой сфере, применяя как традиционные для нее технологии ГЛОНАСС/GPS (большинство навигационных блоков, установленных на коммерческом транспорте, работают в обеих системах), так и доступные только им услуги Location-based service (LBS). Этот вид сервиса подразумевает определение местоположения устройства по данным, которые поступают с него на базовые станции оператора. Генеральный директор ООО «ГЛОНАСС-Телеком» Николай Трофименко считает, что полученный таким образом результат может отклоняться от действительности в пределах 300 м. Глава ростовского филиала «МТС» Денис Лысов сообщил, что в этом месяце оператор запустил услугу, позволяющую отслеживать устройство с точностью до нескольких метров, правда, доступна она пока только с аппаратов на платформе Android. Кроме того, по словам г-на Трофименко, LBS не позволяет с высокой точностью контролировать пробег транспорта, формировать отчеты о маршрутах и контролировать расход топлива.
Услуги на базе ГЛОНАСС/GPS есть у всех представителей Большой тройки, но конкуренции со стороны связистов специализированные компании не опасаются. Они уже давно сотрудничают с GSM-операторами, которые обеспечивают канал связи между навигационным устройством на борту автомобиля и информационными системами владеющей транспортом компании. Именно по сетям мобильных операторов блок ГЛОНАСС/GPS передает службам логистики и диспетчерам данные о местонахождении автомобиля, его скорости, маршруте движения, затратам топлива.
Директор компании по мониторингу автотранспорта «Интерра» Юрий Кравчик говорит, что появление на рынке навигационных услуг новых игроков в лице мобильных операторов обострило конкурентную борьбу, однако специализированные фирмы эти изменения скорее приветствуют. По словам г-на Кравчика, сотовые компании, скорее всего, займут нишу предоставления стандартизированных услуг, в то время как игроки, для которых автомониторинг является основным видом бизнеса, могут позволить себе более гибкое поведение: искать индивидуальный подход к клиенту, менять при необходимости оборудование и программное обеспечение, подбирать наиболее подходящие для конкретной ситуации датчики и т. д.
Директор по корпоративному бизнесу ростовского филиала «ВымпелКома» Александр Васильев заявил о готовности оператора строить систему контроля транспорта под конкретного клиента. Денис Лысов из «МТС» добавляет, что в последнее время все большим спросом пользуется контроль движения не только транспорта компаний, но и их сотрудников — с целью более эффективного управления мобильным персоналом. Возможности мобильных операторов в этом сегменте выше, что дает им преимущество, считает г-н Лысов. Кроме того, в отличие от специализированных операторов провайдеры располагают собственными каналами передачи информации, как фиксированными, так и беспроводными.