«Либо МВД захлебнется от вала бумаг, либо отельеры поднимут бучу»
Донские отельеры полностью лишились возможности отправлять в МВД данные о прибывающих гостях в электронном виде. Кипы бумаг теперь носят нарочно или отправляют по почте. Однако с наступлением высокого сезона может наступить кризис, считает управляющая сети отелей «Платов» и вице-президент Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства Марина Ситникова. Уже сейчас заполняемость гостиниц на 5% выше аналогичного допандемийного уровня.
N: — С 1 марта 2021 года на территории Ростовской области полностью прекращен электронный документооборот по осуществлению миграционного учета гостиничными предприятиями по каналам спецоператоров связи. Теперь информацию о гостях отправляете в МВД нарочно или по почте?
М.С.: — Мы носим эти бумаги нарочно, как и весь последний год, поскольку опасались штрафов со стороны МВД. В случае технических проблем на серверах МВД или операторов связи виноватыми оказывались отели. Мы за электронный документооборот, но хотим, чтобы наши права были защищены. Сотруднику приходится выстаивать очереди наряду с другими посетителями, поскольку отдельного окна для юрлиц нет. Благо мы находимся в небольшом городе, где посетителей меньше, чем в Ростове.
N: — Какие бумаги должны предоставлять отели в МВД по новым правилам?
М.С.: — При поселении иностранца мы должны предоставить пакет из 5 документов. 1. Копия всех страниц паспорта гостя. 2. Копия правоустанавливающего документа (или договора аренды) на здание, где расположен отель. 3. Доверенность на курьера. 4. Уведомление о постановке иностранца на миграционный учет. Сейчас это 4 страницы с отрезной частью. 5. Сопроводительное письмо с реестром приложенных документов, где сотрудник УФМС должен расписаться. При выезде из отеля этого же гостя надо отнести в УФМС 2 документа: уведомление о снятии с миграционного учета и сопроводительный листок. Если же гость решит продлить срок своего пребывания, все эти процедуры выполняются еще раз. Граждан РФ также надо ставить на учет, только в таком случае меньше бумаг. Надо заполнить одну анкету и вырезать ножницами по определенному размеру, чтобы она становилась в картотеку паспортного стола.
N: — Насколько велики дополнительные расходы, которые вы несете из-за отсутствия электронного документооборота?
М.С.: — При электронном документообороте мы экономим время на очередях, транспорте, обработке документов. Тратится время только на сканирование и загрузку сканов в базу. Сейчас приходится дополнительно держать курьера, администратору — заполнять бумаги, несем затраты на лишнюю канцелярию и оргтехнику. Ранее мы платили спецоператору связи 30 тыс. рублей в год, но были удобство и оперативность. Сейчас мы вернулись в 2013 год. Однако подключать электронный документооборот в тех правовых условиях, в которых мы оказались, нет смысла. Отели не могут технически отследить, дошли ли до МВД отправленные файлы. Приказ федерального МВД о форме документооборота закрепляет ответственность за отелями. В Москве нашли решение проблемы. На уровне правительства Москвы подписано трехстороннее соглашение о том, что обязательства отелей считаются выполненными при своевременной отправке информации. В нашем регионе диалог не получается. Только однажды был совет по туризму, где решили создать межведомственную рабочую группу. С нашей рабочей группой никто встреч не инициировал. В то же время ГУ МВД по Ростовской области в своем приказе составило требования к оборудованию в отелях 1 рабочего места по передаче данных. Нам дешевле держать курьеров. Теперь ждем высокого сезона: либо МВД захлебнется от вала бумаг, либо отельеры поднимут бучу.
N: — Какова сейчас заполняемость ваших отелей?
М.С.: — Сейчас мы спокойно работаем, поездки внутри России постепенно активизируются. Основные гости у нас — это командированные и военные. Заполняемость отелей по сравнению с аналогичным периодом времени до пандемии выше примерно на 5%. Ждем, когда отменят запрет на конгрессную деятельность. С приближением лета ожидаем больше транзитных туристов, школьных экскурсий. Летний сезон у нас, как правило, начинается с майских праздников, когда активизируются перевозки, и длится до середины октября.
N: — Гости-иностранцы сейчас есть?
М.С.: — Да, все-таки границы сейчас открыты, а Ростовская область граничит с Украиной. Иностранцы приезжают к нам, поскольку летят из аэропорта Платов. Есть и белорусы, но намного меньше, чем в допандемийный период. Мы ожидаем снятия ограничений и восстановления иностранного турпотока. Например, у нас есть белорусские партнеры, которые возят туристов в Грузию, останавливаясь в Новочеркасске.