Конкуренцию ограничивают ребусами
Для успешного участия в аукционах надо внимательно читать конкурсную документацию, разгадывать заложенные там ребусы, а при выявлении нестыковок подавать жалобы в антимонопольную службу. Участники аукционов становятся грамотнее: нарушений выявляется меньше, но среди поданных жалоб все больше обоснованных.
По данным Ростовского УФАС, число принятых ведомством жалоб на нарушения при проведении госзакупок в Ростовской области в 2016 году выросло на 13,5% — до 1635 — по сравнению с 2015 годом. Еще больше прибавилось обоснованных жалоб — их число выросло на 22,3% — до 809. В то же время закупок, проведенных с нарушениями, выявлено меньше.
По словам юристов, наиболее часто встречающееся нарушение антимонопольного законодательства — стремление заказчика не допустить к аукциону участников.
— Если раньше заказчики использовали латинские буквы, чтобы спрятать закупку, то сейчас ее не прячут, а делают все для того, чтобы усложнить возможность подачи заявок, — сообщал начальник отдела контроля закупок регионального УФАС Тигран Акопян (цитата «Интерфакса»). — Например, заказчик использует все богатство русского языка, одним и тем же символам, знакам препинания придавая разное значение, чтобы максимально зашифровать техзадание. По факту торги превращаются в квест, где от продавца требуются сообразительность, логика, внимание.
— Организатор торгов предъявлял заранее неисполнимое требование, например о наличии лицензии на осуществление определенного вида деятельности именно на территории одного из субъектов РФ, хотя лицензия действует на всей территории РФ, — приводит пример Роман Лежнин, управляющий партнер адвокатского бюро «Лежнин, Сердюков и партнеры».
Старший юрист адвокатской фирмы «Ревякины и партнеры» Святослав Терещенко подчеркивает, что включение в конкурсную документацию детализированных требований к товару не противоречит законодательству — запрещено только установление требований, ограничивающих конкуренцию.
— В законодательстве не содержится перечень этих требований, их описание либо критерии, позволяющие однозначно квалифицировать требования как ограничивающие конкуренцию, — пояснил эксперт. — Контролирующему органу или суду необходимо будет оценить фактические обстоятельства, при которых были установлены требования к товару, и доказательства того, какие из них повлекли ограничение конкуренции. Из этого следует, что заказчик вправе установить необходимый для своих потребностей диапазон значений внутри значений показателей технического регламента или значений ГОСТа. Зачастую с этими положениями не соглашаются поставщики, ввиду чего их жалобы остаются без удовлетворения. Кроме того, существует практика признания обоснованным требования к товару, который производится лишь одним поставщиком. Мотивом такого решения может послужить наличие возможности иных потенциальных участников закупать товар у завода-изготовителя для его дальнейшего предложения заказчику. На наш взгляд, такой подход является спорным.
После заключения контракта могут возникнуть споры по предмету его исполнения, например требование неустойки за просрочку выполнения работ или их оплаты, качество проведенных работ, — считает г-н Терещенко.
— Тяжбы о применении законодательства о госзакупках являются одними из самых формализованных споров, — отметил эксперт. — Поэтому при подготовке к процессу необходимо крайне тщательно и объективно оценивать перспективы спора, учитывая все формальные требования закона.
Встречаются и проблемы взыскания стоимости работ, выполненных без заключения контракта или выполненных за его пределами.
— Часть судов отказывают в оплате, — говорит г-н Терещенко. — Другие обязывают заказчика перечислить средства, если требовалось выполнить работы и претензий к их качеству, стоимости не было. В таких спорах необходимо оценивать каждый случай индивидуально, максимально собрав все необходимые доказательства для правильного разрешения дела.
По-прежнему актуальны вопросы защиты прав участников аукционов при продаже/аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проблема связана с выявлением фактов недобросовестности участников аукциона и, как следствие, их включением в реестр недобросовестных участников.
— Органы местного самоуправления, на территории которых находится выставленный на конкурс земельный участок, обращаются в УФАС с заявлением о включении в реестр недобросовестных участников аукциона, — рассказал Роман Лежнин. — Главное основание для обращения с таким заявлением — невыкуп земельного участка в случае победы в аукционе. Необходимо помнить, что сведения исключаются из реестра по истечении двух лет. В реестр могут быть включены как физические, так и юридические лица. Одновременно с юридическими лицами в реестр включаются их учредители.
Юристы рекомендуют перед подачей заявок максимально внимательно изучить всю конкурсную документацию.
— Особое внимание следует уделять техническому заданию, т. к. предложение товара или услуги, даже формально отличающейся от требований заказчика, может привести к отклонению заявки на участие в проводимой закупке, — уверен Святослав Терещенко. — Первые попытки могут оказаться безуспешными, однако по этой причине не стоит отказываться от сферы государственного или муниципального заказа. Эта сфера имеет большие перспективы для каждого из предпринимателей, которые своевременно и качественно способны исполнить принятые на себя обязательства.