Конкуренция на рынке автоперевозок растет
В 2011 году на рынке автомобильных грузоперевозок выросла конкуренция за счет появления новых небольших компаний, которые для привлечения клиентов снижают тарифы. Крупные и средние перевозчики удерживают клиентов повышением качества работ и открытием новых, более дальних направлений. За год тарифы на доставку грузов практически не изменились, у некоторых успешных перевозчиков они выросли на величину от 4 до 15%.
ИНФОГРФИКА. Рост объемов перевозок и грузооборота в Ростовской области в 2011 году
Источник: Ростовстат
В 2011 году на рынок автоперевозок пришло много новых небольших игроков, заметивших рост спроса со стороны грузовладельцев. По мнению опрошенных участников рынка, появление новичков связано с тем, что этот бизнес простой и быстро окупается. Однако их количество участники рынка оценить затруднились. В то же время лидеры рынка остались, по всей видимости, прежними — это представительства федеральных компаний, которые работают долгое время, например «Деловые линии», «Байкал-Сервис», ПЭК. Директор ОСП-Ростов-на-Дону ТК «ЮТЭК» Евгения Оленева считает, что компании, которые в кризис были перекредитованы и обанкротились, на рынок вернуться так и не смогли. В основном пришли перевозчики, которые работают на рынке от 6 месяцев до 1 года и транспортируют самые разнообразные грузы.
Руководитель отдела по работе с клиентами ТК «КИТ» (более 70 направлений перевозок) Олеся Колычева считает, что небольшие компании заманивают клиента низкой стоимостью услуг, компенсируя этим минимальную географию перевозок (от 5 до 25 направлений по России) и невысокую скорость доставки вверенного груза.
— В связи с обилием перевозчиков стали снижаться ставки на популярные направления, — отмечает менеджер по продажам ТК «Ростсельмаш» Роман Бурдюхарве. — Например, зимой они были заметно снижены на маршруте Ростов — Москва.
По словам директора обособленного подразделения ООО «ЦАП» (350 направлений перевозок) Виктора Козинца, в 2011 г. тарифы на перевозки его компании снизились за счет покупки собственного транспорта, например на направлении Ростов — Санкт-Петербург — с 7,5 до 6,5 руб. за кг, что позволило уйти от наемных машин.
— Об увеличении объема работ говорить сложно,— добавляет г-н Козинец. — Если смотреть по количеству клиентов, то все осталось на прежнем уровне.
Транспортные компании среднего размера начали повышать уровень сервиса (снижать время загрузки и разгрузки машин и т. п.) и предлагать новые направления доставки грузов. Например, члены СРО «Межавтотранс» стали возить грузы в Иркутск. По словам его руководителя Дмитрия Ирхина, сегодня транспортировка некоторых видов грузов обойдется у них даже дешевле, чем у железнодорожников, но только в том случае, если в обратном направлении машина не будет идти пустой.
Такую тенденцию подтверждает Ростовстат: объем перевезенных автотранспортом грузов в 2011 году практически не изменился, однако грузооборот значительно превысил уровень 2010 года (см. инфографику), что говорит об увеличении логистического плеча автомобильными грузоперевозчиками. Объем транспортируемых грузов не вырос только в сфере автомобильных перевозок. По всей видимости, это объясняется тем, что многие транспортные компании далеко не всегда работают прозрачно (см. мнение клиента).
Несмотря на высокую конкуренцию, некоторые средние перевозчики, увеличившие объем, подняли тарифы на 4–15%.
— Стоимость перевозок в нашей компании выросла на 3–4%. Из-за удорожания топлива и увеличения зарплат в среднем каждая поездка выросла в цене на 2–3 тыс. рублей, — говорит г-н Бурдюхарве. — В 2011 году чаще перевозились строительные смеси в Москву и Санкт-Петербург, а в обратном направлении в основном везли товары народного потребления.
По словам директора ТК «Гардарика» Романа Баранова, в связи с подорожанием топлива тарифы на грузоперевозки увеличились на 15%. В 2011 году объем работ вырос на 20% по сравнению с 2010-м.
— Тарифы на перевозки растут ежегодно, у нас они увеличились на 5–10%, — рассказывает Евгения Оленева. — Объем работ нашей компании также вырос. Например, если сравнивать январь 2012 года с январем 2011-го, то мы отправили на 8 машин с грузами больше. В среднем мы отправляем 25–30 машин в месяц. В основном перевозим строительную технику и оборудование. В среднем по рынку тарифы на автомобильные перевозки за последний год практически не изменились даже на фоне увеличения цен на топливо. Дело в том, что сегодня предложение автотранспортных услуг значительно превышает спрос, сообщил Дмитрий Ирхин. Однако транспортные компании начали сохранять рентабельность своей работы другим путем.
— Сейчас появилось много небольших компаний, а крупные предприятия с целью ухода от высоких налогов дробятся, чтобы перейти на упрощенный налог, — добавляет г-н Ирхин. — Да, объем работ растет, но мы работаем с минимальной рентабельностью из-за высокой конкуренции и плохой организации перевозок на рынке, т. к. чаще всего машина в одном направлении везет груз, а обратно идет уже пустая.