Как за последнее время изменился подход работодателей к формированию бюджетов на обучение персонала?
ГАЛИНА АГУРЕЕВА, управляющий партнер Группы компаний «Технологии»:
— Если говорить о рынке обучения в целом, то кардинальных изменений не произошло. Более насыщенными стали рынки MBA-программ и обучения коучингу, появились дополнительные игроки на рынке организации тренингов и семинаров известных федеральных или иностранных тренеров. Наша компания не стала исключением: за 2013–2014 гг. мы открыли 2 направления, связанных с обучением, — это навыковые тренинги (оперативное управление, продажи, переговоры, конфликты, риторика) и специализированное обучение «HR-профессионал» (MBA HR и интенсив-курс «HR-практик»).
Плательщиками, как и прежде, являются как организации (здесь мы наблюдаем очень осторожное бюджетирование в начале года), так и частные лица. Здесь, наоборот, происходит увеличение продаж, потому что профессионалы понимают, что во все времена будут цениться специалисты, их навыки, знания, и обращают свое внимание, скорее, на комплексные программы.
На рынке MBA появилась новая тенденция отраслевой специализации (MBA финансы, MBA банкинг, MBA HR), вероятнее всего, эта тенденция поддерживается спросом на рынке рекрутмента, где все чаще заказчики стали спрашивать наличие MBA у кандидатов.
СЕРГЕЙ ШУШИН, президент компании BusinessForward на юге России:
— Руководители все лучше осознают, что бизнес — это прежде всего люди, и от того, как они будут работать, зависит будущее компании. В связи с этим вложения в обучение сотрудников увеличиваются с каждым годом примерно на 18–20%. Но в каждом случае сокращение или, наоборот, увеличение этой статьи расходов зависит от планов и стратегии компании. Многие организации увеличивают бюджеты на обучение персонала, когда готовятся к расширению. Самыми востребованными услугами по обучению на сегодняшний день являются командообразование, продажи, обучение HR-специалистов и построение бизнеса.
АРКАДИЙ МУРЗАЕВ, руководитель Академии международных образовательных программ ИУБиПа:
— Я бы не сказал, что в последнее время происходили глобальные изменения. Чаще всего компании, которые инвестируют в обучение сотрудников, составляют планы на год. Но здесь нужно понимать, что при появлении малейших финансовых колебаний, проблем именно бюджеты на обучение в первую очередь попадают под сокращение. Традиционно более охотно работодатели инвестируют в обучение продажников. Но не все понимают, что низкие продажи могут быть связаны не только с некачественной работой соответствующего персонала. Зачастую трудности обусловлены неэффективной системой мотивации или низким качеством самого товара или услуги. Поэтому перед проведением тренинга по повышению продаж мы всегда предлагаем внимательно изучить проблему и убедиться в том, что дело именно в сотруднике. Если это не так, заказчик нередко отказывается от тренинга продаж в пользу полноценного консалтинга.
АЛЕКСЕЙ АРХИПОВ, директор Высшей школы бизнеса ЮФУ:
— Высшая школа бизнеса Южного федерального университета (ранее Институт экономики и внешнеэкономических связей) в основном специализируется на средне- и долгосрочных программах дополнительного профессионального образования, в частности МВА. И здесь мы не отмечаем каких-то радикальных перемен в бюджетах на обучение. В этом году в Высшей школе бизнеса открылись новые специализации программы МВА: «Управление финансами предприятия» и «Управление человеческими ресурсами» (МВА НR). Программа МВА HR будет реализовываться совместно с ГК «Технологии управления», и аналогов данной программы на юге России нет. Для преподавания по программе МВА приглашаются как внешние тренеры, бизнес-практики, так и преподаватели из академической среды. Сейчас работодатели готовы выделять средства не на тренинговые программы, а на индивидуальное развитие наиболее ценных сотрудников, например с помощью коучинга. Так, с 2014 года каждый слушатель программы МВА будет получать индивидуальное коуч-сопровождение.