И в кабинете, и на природе
Форматы занятий, объединяющие выездной тимбилдинг с обучением или сессиями оргразвития, набирают популярность.
В тренинговых центрах все реже предлагают новые программы командообразования в готовом виде, предпочитая действовать в рамках конкретного запроса. Бизнес-тренеры уверяют: все больше заказчиков просят объединить тимбилдинг и серьезные аудиторные мероприятия. При выборе программ тренинга клиенты предпочитают варианты, способные раскрыть творческий потенциал участников. Новое предложение сезона — бюджетный тренинг на постоянно действующей площадке вблизи ст. Старочеркасской. Участники рынка бизнес-образования называют тенденцией последнего времени объединение тренингов командообразования с занятиями в кабинетном формате.
— Мы получаем все больше запросов от клиентов, которые хотят дополнить тимбилдингом обучение или конференцию, — отмечает Елена Агнаева, директор компании Human Factors. — Например, заказчик сначала проводит сессию стратегического планирования с топ-менеджерами или руководителями филиалов, а затем — тимбилдинг.
Г-жа Агнаева поясняет, что составляющие комплексного мероприятия при взаимодействии усиливают эффект: «Тимбилдинг направлен на укрепление командного духа и улучшение взаимопонимания. После него эффективность обучения и принятия решений в команде будет значительно выше. В свою очередь, совместное решение задач тоже способствует сплочению коллектива».
По мнению собеседницы N, оптимальная продолжительность комбинированных программ — 1–2 дня. Чаще всего группы состоят из 20–60 участников. Стоимость дня работы специалистов составляет 30–100 тыс. руб. и зависит от сложности поставленной задачи.
В феврале этого года выбор в пользу смешанного формата сделали в Coca-Cola Hellenic. В первой части однодневного корпоративного мероприятия в компании принимали решения об изменениях подходов к бизнес-процессам для повышения их эффективности. Во второй группа управленцев приняла участие в тренинге «Команда как оркестр». В присутствии профессионального музыкального коллектива участники осваивали различные национальные инструменты, пробовали исполнять мелодии сольно, а затем — совместно. Апофеозом творческого вечера стало исполнение новоиспеченным оркестром популярной мелодии, которая у большинства слушателей вызывает ассоциации с компанией.
— Все чаще участниками тимбилдинга становятся руководители среднего звена и топ-менеджеры компаний, — делится наблюдениями Ирина Бабенкова, руководитель Центра управления событиями Центра Развития Бизнеса [А]5. — Топ-менеджеры предпочитают выезды на несколько дней с погружением в организационную сессию и продолжением совместной работы в рамках командообразующей игры в формате outdoor.
Опрошенные N эксперты сообщили, что для выездного тимбилдинга в Ростове больше всего подходят базы отдыха на левом берегу Дона, для продолжительных мероприятий чаще всего выбирают отели в разных частях Адыгеи. Год назад [А]5 оборудовал для тренингов командообразования парк приключений на базе комплекса «Казачий Дон» вблизи ст. Старочеркасской. По словам г-жи Бабенковой, это позволило компании оптимизировать затраты и предложить цены ниже, чем в среднем по рынку.
— В этом году у нас появилось «Пакетное предложение» по командообразованию. Это готовые решения для команд от 10 до 40 человек. Заказчик может выбрать вариант игры из пяти предложенных. Для каждого из сценариев мы подготовили набор испытаний, познакомиться с которыми можно на этапе выбора. В среднем стоимость проведения тимбилдинга в Ростовской области — 5–7 тыс. руб. за человека с учетом затрат на программу, банкет, транспорт, а также на призы и награды. В пакетном формате стоимость начинается с 1500 руб.
Участники рынка сообщили корреспонденту N, что за последний год количество выполняемых заказов существенно не изменилось: крупные центры организуют 3–5 тренингов командообразования ежемесячно. При этом некоторые участники опроса говорят о возобновлении спроса на аудиторные занятия.
— Эта тенденция обозначилась примерно полгода назад, — объясняет директор УТЦ «Аякс» Александр Костин. — Компании стали заявлять много новых проектов и озадачились подготовкой управленческих команд, члены которых прежде не работали вместе. Как правило, цель таких занятий — сплочение, обучение и налаживание коммуникаций. Кабинетное командообразование для группы из 4 человек обойдется примерно в 40 тыс. руб. Стоимость занятий на выезде — 40–80 тыс. руб.
Г-н Костин уточняет, что для тимбилдинга в чистом виде характерны творческие задания. Нередко такие запросы поступают от компаний, имеющих достаточный опыт командообразования: «Это может быть театрализованная постановка, съемка фильма и т. д. В ходе таких мероприятий основные цели заказчиков — оценить кадровый резерв и понять, есть ли смысл заниматься обучением состоящих в нем сотрудников».
В «ГРУППЕ АГРОКОМ», где тренинги командообразования для разных категорий персонала проводят раз в квартал, также пошли по пути раскрытия творческих способностей. Прошлой осенью ко Дню финансиста в компании устроили интеллектуальный марафон для всех 75 сотрудников финансовых служб ГК. Завершением мероприятия стал кулинарный поединок команд. В качестве места проведения была выбрана база отдыха на левом берегу Дона.
— Команды формировались по случайному принципу, люди тянули жребий, — рассказывает начальник учебного центра «ГРУППЫ АГРОКОМ» Инна Вдовченкова. — Главной целью было подружить финансистов, работающих в разных подразделениях ГК: многие из них взаимодействуют только по телефону. Кроме того, руководство холдинга, наблюдавшее за происходящим со стороны, сделало вывод о том, что сотрудники их финансовых служб способны быстро адаптироваться к работе в новой команде.