Фастфуд наращивает обороты
Посещаемость заведений фастфуда растет, поскольку многие клиенты переориентировались на недорогие форматы общепита. Несмотря на сокращение рынка общепита на 1,5%, в прошлом году в Ростове открывались новые заведения, специализирующиеся на бургерах.
По данным консалтинговой компании NPD Group, в IV квартале 2017 года сектор фастфуда на российском рынке общепита развивался лучше всех остальных, посещаемость заведений этого сегмента выросла на 14%.
Лидер рынка фастфуда в Ростове — местная компания «Вкуснолюбов», поскольку ее сеть состоит из самого большого числа объектов — 14 стационарных кафе и 134 павильонов во всех районах города (данные комитета по торговле и бытовому обслуживанию Ростова). По данным сайта компании, помимо Ростова объекты сети представлены также в Краснодарском крае. В компании не успели оперативно ответить на запрос N о планах дальнейшего развития сети.
Из крупнейших мировых игроков рынка, представленных в Ростове, лидером по количеству точек является Subway (26 заведений).
По словам эксперта по коммерческой недвижимости Южного инвестиционного фонда Константина Поцелуева, франшиза Subway является одной из самых недорогих; в Ростове заведения сети развивают разные франчайзи.
По данным сайта компании, стоимость франшизы, или паушальный взнос, дающий право использования торговой марки Subway, составляет $ 7500 (цена не включает НДС и действовала до 31 декабря 2017 года). В среднем общая стоимость открытия заведения с учетом аренды помещения, закупки мебели и оборудования, а также найма персонала составляет 4-6 млн руб.
Следующий крупнейший мировой игрок на ростовском рынке — сеть «Макдоналдс». По данным комитета по торговле и бытовому обслуживанию, в Ростове сеть насчитывает 7 заведений. По словам Константина Поцелуева, «Макдоналдс» развивается самостоятельно, франшиза сети самая дорогая и продается крайне неохотно. По наблюдениям эксперта, «Макдоналдс» сейчас открывает новые заведения в формате «МакАвто» на АЗС.
Другая крупная сеть — KFC — представлена в Ростове 4 заведениями и развивается по франшизе. По данным сайта компании, паушальный взнос составит $ 48400, роялти — 6%. Затраты на открытие одного ресторана обойдутся в сумму около $ 700000.
Еще одна мировая сеть — «Бургер Кинг» — имеет в Ростове 2 заведения. Сеть продает франшизу, но условия ее приобретения на сайте не раскрываются.
Среди крупнейших сетевых операторов фастфуда в Ростове также можно выделить такие сети, как «Шаурма» (13 заведений, 14 павильонов, нет информации о принадлежности сети), «Бургер and Smoke» (9 заведений, местная сеть), «Ташир-пицца» (7 ресторанов, федеральная сеть).
По данным комитета по торговле и бытовому обслуживанию, в 2017 году на рынок Ростова вышли новые игроки. Питерская сеть Ketch Up Burgers открыла свой ресторан на Б. Садовой. По данным сайта компании, сеть развивается по франшизе, стоимость паушального взноса — 500 тыс. руб. Также в 2017 году были открыты 2 заведения новой ростовской сети бургерных «Штефан Бургер» в пер. Соборном и на ул. Пушкинской.
— Фастфуд растет очень активно, поскольку доходы у людей сокращаются и часть клиентов более дорогих заведений перешла в этот сегмент, средний чек составляет 150-200 руб., — комментирует Константин Поцелуев. — Я видел данные о выручке крупнейших сетей, таких как «Макдоналдс», они имеют огромные обороты и прирастают очень хорошо. Причем крупнейшие сети порой открывают заведения прямо рядом друг с другом. Например, «Бургер Кинг» и Subway на Буденновском таким образом, генерируют трафик и неплохо себя чувствуют.
По данным консалтинговой компании NPD Group, в России темпы роста сегмента ресторанов быстрого обслуживания выражаются двузначными числами, данный сектор является основным драйвером для рынка питания вне дома в целом. Крупнейшие сети фастфуда росли даже быстрее всего сегмента благодаря активной географической экспансии и усилению рекламной активности. В компании ожидают дальнейшего умеренного роста индустрии, в том числе благодаря чемпионату мира 2018 года.
В то же время, по словам эксперта по коммерческой недвижимости КУН «Титул» Владимира Литвинова, заявки на открытие новых заведений поступают крайне редко. Новые рестораны, как правило, открываются на ранее освобожденных площадях. В 2017 году у эксперта были только заявки на небольшие помещения под открытие пекарен (еще один растущий сегмент наряду с фастфудом, см. N, № 1262). В целом в 2017 году сеть общепита сократилась в Ростове на 1,5%: закрылось 75 заведений, открылось 48 (см. инфографику).