Донской рынок грузовых автоперевозок переживает настоящий бум
По итогам 2022 года компании Ростовской области увеличили объем перевезенных автомобилями грузов на 47,3%. В этом году рост рынка продолжился. Он растет главным образом за счет услуг небольших компаний, которые обслуживают резко возросший трафик на юге России из-за спада на северо-западном направлении. Входной билет на этот рынок, как отмечают его участники, весьма демократичный. И это создает определенные проблемы.
Объем грузовых автоперевозок в Ростовской области, в 2022 году, по данным Ростовстата, вырос на 47,3% по сравнению с 2021 годом, достигнув 29,1 млн тонн. В этом году рост рынка продолжился: в январе — марте объем перевезенных грузов увеличился на 16,6%. Динамика грузооборота поменьше (+33,1% в 2022 г. и +7,9% в I кв.). Но также впечатляет.
— Рост произошел в регионах, которые находятся близко к черноморскому побережью, в частности в Ростовской области, Краснодарском крае, — комментирует ситуацию президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Сейчас многие грузопотоки переориентировались в сторону Турции, много чего завозят через черноморские порты. Для сравнения: в портах Балтийского моря, наоборот, грузопоток очень сильно упал. Плюс свою роль сыграл большой урожай, вывоз зерновых в новых направлениях опять же через черноморские порты.
N составил рейтинг крупнейших донских автомобильных перевозчиков на основе выборки «СПАРК-Интерфакса» (см. таблицу). 20 компаний — лидеров рынка по итогам 2022 года совокупно увеличили выручку на 13,5%, при этом финансовый результат (чистая прибыль) участников рейтинга снизился на 84,7%.
— В январе и феврале 2022 года наблюдался рост около 30% к 2021 году, — рассказала N директор по продажам ООО «Транспортные технологии» Юлия Федченко. — В марте рост составил около 50%, это было связано с повышенным спросом на продукты питания и товары первой необходимости, а также комплектованием складов ретейлеров после объявления СВО. В апреле — сентябре произошел спад перевозок на более чем 70% в связи с остановкой работы крупных клиентов резидентов недружественных стран, резким падением спроса покупателей, затовариванием складов. Наблюдалось существенное падение цен на грузоперевозки. В ноябре вернулись к показателям 2021 года за счет привлечения новых клиентов, возобновления работы ряда клиентов, роста продаж товаров импортозамещения.
В пресс-службе ООО «Экспедиторская компания Юг Руси» (пятое место рейтинга), которое работает в рамках ГК «Юг Руси», рассказали об активной работе по контролю и росту оборачиваемости парка транспорта. Перевозчик активно боролся за клиентов и повышал уровень сервиса. Снижение чистой прибыли в компании связали с политикой развития: рост затрат на ремонт и зарплату водителям.
— Сейчас наша компания гарантирует условия оплаты труда выше рыночных, — подчеркнули в пресс-службе перевозчика.
При этом в компании отметили, что прибыльность автоперевозок снижается из-за роста себестоимости услуг. Так, по данным пресс-службы, цены на запчасти во второй половине 2022 года выросли в среднем минимум на 25%. На отдельные дефицитные позиции (часто выходящие из строя — детали коробки передач и редукторов ведущих мостов) — в 2-3 раза. Шины подрожали на 10%, топливо — на 10-15%. Выросла стоимость взимания платы через систему «Платон» (за вред дорогам федерального значения) с 2,54 руб. за км до 2,84 руб. за км (на 10%).
В Ростовской области N с помощью «СПАРК-Интерфакса» насчитал 689 компаний автомобильных грузоперевозчиков, которые уже отчитались за 2022 год. Их совокупная выручка выросла почти на 20%, что немного больше, чем у лидеров, при этом финрезультат (чистая прибыль) просел гораздо меньше — на 25%. Из этого можно сделать вывод, что рынок в целом растет быстрее, чем лидеры. Высокий уровень конкуренции при этом снижает прибыльность грузоперевозок.
По словам Юлии Федченко, конкуренция на рынке высокая, несмотря на небольшое количество крупных парков, базирующихся в Ростовской области. Практически каждая федеральная компания имеет свой филиал или представительство в донском регионе. Существенную долю занимают мелкие перевозчики.
Владимир Матягин отмечает, что маржинальность бизнеса низкая, а перенасыщенность рынка огромная:
— В России очень большой объем грузового транспорта, при этом свободный и легкий выход на рынок, любой человек может спокойно на него зайти. Вы приобретаете 20-30-летний КамАЗ за 300-500 тыс. руб. и едете на нем работать, сбивая все ставки и расценки, которые экономически обоснованны. Это глобальная проблема отрасли — отсутствие критериев допуска на рынок и устранения с него недобросовестных участников. Пока не будет устранена недобросовестная конкуренция, отрасль нормально работать не сможет.
— Конкуренция очень высокая, но и объем грузоперевозок растет, — отмечают в пресс-службе экспедиторской компании «Юга Руси». — Фокус нашей компании — это перевозки с южного направления в центральную Россию. А также — перевозка сельхозпродукции по югу страны. В этом году мы планируем увеличение парка транспортных средств, что позволит нам укрепить свои рыночные позиции и дополнительно улучшить наше предложение, увеличить количество партнеров.
В пресс-службе отмечают, что за 2 месяца этого года видят рост объема перевезенных грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10%:
— Это связано в первую очередь с изменением и перестройкой внутренних процессов компании и внешними изменениями на рынке. По нашей оценке, рынок грузовых автоперевозок в РФ будет продолжать расти. Факторы, которые этому способствуют: изменение привычных логистических цепочек, рост электронной коммерции, загруженность железных дорог и рост стоимости ж.-д. перевозок.
Комментарий
— В 2023 году самой востребованной остается магистральная техника, в частности тентованные и бортовые полуприцепы, — рассказал руководитель завода «Бонум» Александр Михайленко. — На них приходится примерно 40% рынка. Большая доля у самосвальных полуприцепов и цистерн. Цистерны занимают около 10% рынка.
Как уточнил г-н Михайленко, речь идет в первую очередь о российских потребителях. Однако перечисленные выше виды техники универсальны, поэтому они востребованы и на европейском, и на мировом рынке.
— Судя по текущим тенденциям, можно предположить, что спрос на отечественные полуприцепы будет расти, — отметил Александр Михайленко.