г. Ростов-на-Дону
26 декабря 2024 16:34:08
99.61
103.94

Донской рынок грузовых автоперевозок переживает настоящий бум

По итогам 2022 года компании Ростовской области увеличили объем перевезенных автомобилями грузов на 47,3%. В этом году рост рынка продолжился. Он растет главным образом за счет услуг небольших компаний, которые обслуживают резко возросший трафик на юге России из-за спада на северо-западном направлении. Входной билет на этот рынок, как отмечают его участники, весьма демократичный. И это создает определенные проблемы.

Объем грузовых автоперевозок в Ростовской области, в 2022 году, по данным Ростовстата, вырос на 47,3% по сравнению с 2021 годом, достигнув 29,1 млн тонн. В этом году рост рынка продолжился: в январе — марте объем перевезенных грузов увеличился на 16,6%. Динамика грузооборота поменьше (+33,1% в 2022 г. и +7,9% в I кв.). Но также впечатляет.

— Рост произошел в регионах, которые находятся близко к черноморскому побережью, в частности в Ростовской области, Краснодарском крае, — комментирует ситуацию президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Сейчас многие грузопотоки переориентировались в сторону Турции, много чего завозят через черноморские порты. Для сравнения: в портах Балтийского моря, наоборот, грузопоток очень сильно упал. Плюс свою роль сыграл большой урожай, вывоз зерновых в новых направлениях опять же через черноморские порты.

N составил рейтинг крупнейших донских автомобильных перевозчиков на основе выборки «СПАРК-Интерфакса» (см. таблицу). 20 компаний — лидеров рынка по итогам 2022 года совокупно увеличили выручку на 13,5%, при этом финансовый результат (чистая прибыль) участников рейтинга снизился на 84,7%.

— В январе и феврале 2022 года наблюдался рост около 30% к 2021 году, — рассказала N директор по продажам ООО «Транспортные технологии» Юлия Федченко. — В марте рост составил около 50%, это было связано с повышенным спросом на продукты питания и товары первой необходимости, а также комплектованием складов ретейлеров после объявления СВО. В апреле — сентябре произошел спад перевозок на более чем 70% в связи с остановкой работы крупных клиентов резидентов недружественных стран, резким падением спроса покупателей, затовариванием складов. Наблюдалось существенное падение цен на грузоперевозки. В ноябре вернулись к показателям 2021 года за счет привлечения новых клиентов, возобновления работы ряда клиентов, роста продаж товаров импортозамещения.

В пресс-службе ООО «Экспедиторская компания Юг Руси» (пятое место рейтинга), которое работает в рамках ГК «Юг Руси», рассказали об активной работе по контролю и росту оборачиваемости парка транспорта. Перевозчик активно боролся за клиентов и повышал уровень сервиса. Снижение чистой прибыли в компании связали с политикой развития: рост затрат на ремонт и зарплату водителям.

— Сейчас наша компания гарантирует условия оплаты труда выше рыночных, — подчеркнули в пресс-службе перевозчика.

При этом в компании отметили, что прибыльность автоперевозок снижается из-за роста себестоимости услуг. Так, по данным пресс-службы, цены на запчасти во второй половине 2022 года выросли в среднем минимум на 25%. На отдельные дефицитные позиции (часто выходящие из строя — детали коробки передач и редукторов ведущих мостов) — в 2-3 раза. Шины подрожали на 10%, топливо — на 10-15%. Выросла стоимость взимания платы через систему «Платон» (за вред дорогам федерального значения) с 2,54 руб. за км до 2,84 руб. за км (на 10%).

В Ростовской области N с помощью «СПАРК-Интерфакса» насчитал 689 компаний автомобильных грузоперевозчиков, которые уже отчитались за 2022 год. Их совокупная выручка выросла почти на 20%, что немного больше, чем у лидеров, при этом финрезультат (чистая прибыль) просел гораздо меньше — на 25%. Из этого можно сделать вывод, что рынок в целом растет быстрее, чем лидеры. Высокий уровень конкуренции при этом снижает прибыльность грузоперевозок.

По словам Юлии Федченко, конкуренция на рынке высокая, несмотря на небольшое количество крупных парков, базирующихся в Ростовской области. Практически каждая федеральная компания имеет свой филиал или представительство в донском регионе. Существенную долю занимают мелкие перевозчики.

Владимир Матягин отмечает, что маржинальность бизнеса низкая, а перенасыщенность рынка огромная:

— В России очень большой объем грузового транспорта, при этом свободный и легкий выход на рынок, любой человек может спокойно на него зайти. Вы приобретаете 20-30-летний КамАЗ за 300-500 тыс. руб. и едете на нем работать, сбивая все ставки и расценки, которые экономически обоснованны. Это глобальная проблема отрасли — отсутствие критериев допуска на рынок и устранения с него недобросовестных участников. Пока не будет устранена недобросовестная конкуренция, отрасль нормально работать не сможет.

— Конкуренция очень высокая, но и объем грузоперевозок растет, — отмечают в пресс-службе экспедиторской компании «Юга Руси». — Фокус нашей компании — это перевозки с южного направления в центральную Россию. А также — перевозка сельхозпродукции по югу страны. В этом году мы планируем увеличение парка транспортных средств, что позволит нам укрепить свои рыночные позиции и дополнительно улучшить наше предложение, увеличить количество партнеров.

В пресс-службе отмечают, что за 2 месяца этого года видят рост объема перевезенных грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10%:

— Это связано в первую очередь с изменением и перестройкой внутренних процессов компании и внешними изменениями на рынке. По нашей оценке, рынок грузовых автоперевозок в РФ будет продолжать расти. Факторы, которые этому способствуют: изменение привычных логистических цепочек, рост электронной коммерции, загруженность железных дорог и рост стоимости ж.-д. перевозок.

Комментарий

— В 2023 году самой востребованной остается магистральная техника, в частности тентованные и бортовые полуприцепы, — рассказал руководитель завода «Бонум» Александр Михайленко. — На них приходится примерно 40% рынка. Большая доля у самосвальных полуприцепов и цистерн. Цистерны занимают около 10% рынка.

Как уточнил г-н Михайленко, речь идет в первую очередь о российских потребителях. Однако перечисленные выше виды техники универсальны, поэтому они востребованы и на европейском, и на мировом рынке.

— Судя по текущим тенденциям, можно предположить, что спрос на отечественные полуприцепы будет расти, — отметил Александр Михайленко.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Автомобили
Донской рынок грузовых автоперевозок переживает настоящий бум
Продажи новых грузовых автомобилей в Ростовской области по итогам января — апреля снизились на 19,4%. По словам экспертов, это связано с резким сокращением количества марок, проблемами с поставками оставшихся брендов, а также длинным периодом высоких ставок на рынке.
Автомобили
Донской рынок грузовых автоперевозок переживает настоящий бум
В 2022 году продажи новых грузовых автомобилей в Ростовской области чуть-чуть не дотянули до уровня 2021 года, хотя в целом по России рынок просел довольно ощутимо — на 15,6%. Шесть позиций в топ-10 лидеров продаж в донском регионе заняли китайские бренды, показав заметный рост продаж. Участники рынка прогнозируют дальнейшее увеличение на нем доли китайского автопрома.
Автомобили
Донской рынок грузовых автоперевозок переживает настоящий бум
В первом квартале 2023 года продажи новых грузовых автомобилей в Ростовской области выросли в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам участников рынка, это связано с ростом объема заказов на логистику и строительство на присоединенных территориях. Они отмечают, что положительная динамика сохраняется и во втором квартале и, по их прогнозам, продлится до конца года.
Просмотров: 5178

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Услуги
Донской рынок грузовых автоперевозок переживает настоящий бум
Хочу поговорить с вами о сервисе. Конкретнее — о тех ситуациях, когда «по стандарту» вы сделали вроде бы все правильно, но в итоге оказались неправы. Одна из подписчиц недавно задала мне вопрос: гость у меня просит дополнительный швейный набор, хотя по стандарту у нас на номер выделен один. Должны мы его ему давать или нет?
Услуги
Донской рынок грузовых автоперевозок переживает настоящий бум
Дарья Богатыренко разививает стартап Magic Kids. Это компания, которая оказывает услуги нянь на час. По словам Дарьи, спрос на этом рынке намного превышает предложение, с мая у нее уже было 50 клиентов. Сейчас в компании работают десять человек. Стартап эффективно продвигается с помощью форумов молодых мам, а также через сарафанное радио и «Авито». В планах у Дарьи — масштабирование и создание франшизы.
Услуги
Донской рынок грузовых автоперевозок переживает настоящий бум
Рост интереса донского бизнеса к регистрации товарных знаков происходит параллельно с ростом мошенничества и судебных споров, связанных с защитой интеллектуальных прав.
Услуги
Донской рынок грузовых автоперевозок переживает настоящий бум
N составил рейтинг 20 крупнейших транспортно-экспедиционных компаний Ростовской области по объему выручки в 2023 году. Они занимают половину рынка. С большим отрывом опережает остальных компания "Еврологистик", заработавшая более 4 млрд рублей. Пьедестал почета с ней разделили "КАРГОТЭК" и "Магеллан", выручившие примерно по 2,5 млрд рублей. В среднем за год первая двадцатка выросла почти в полтора раза.