Буковель — карпатское низкогорье
Последние несколько сезонов ростовчане активно обкатывают лыжные курорты в ближнем зарубежье. Многим уже надоели трассы Приэльбрусья и Домбая с аварийными ледяными участками и негостеприимной обстановкой. О новых местах катания известно немного, поэтому, чтобы получить полное представление, лучше ехать самому. Поклонники катания вне трасс стремятся в грузинский Гудаури, ценителей ухоженных склонов интересуют карпатские Драгобрат и Буковель. О последнем и пойдет речь.
Впечатляющие возможности
В середине февраля я тоже решил отправиться в новое для меня место. Буковель — молодой горнолыжный центр в Карпатах (Ивано-Франковская область), основанный чуть более 10 лет назад. Местные жители (гуцулы) говорят на украинском языке. Туристы — в основном украинцы, но слышна и русская речь. Снежные пушки, 70 километров трасс, сноупарк, ночное катание, спа, три удобные парковки прямо под подъемниками — курорт позиционирует себя как европейский центр зимнего отдыха с полным пакетом спортивно-развлекательных услуг. И когда разворачиваешь карту трасс, возможности действительно впечатляют. Многочисленные синие, красные и черные линии на пяти горах обещают, что здесь не будет скучно. Особенно интересен район горы Довга (1372 м) с самым большим количеством экспертных, черных, трасс. Первая черная трасса
Наша компания выехала из Ростова рано утром на собственном микроавтобусе.
К обеду мы были уже на таможне и провели там несколько часов: компанию лыжников и сноубордистов обыскивали по полной программе. Мы, ростовчане, любим жаловаться на низкое качество дорожного покрытия. Но в Украине федеральная трасса напоминает фронтовую дорогу, вдоль и поперек изрезанную трещинами. Проехать ее без потерь нам не удалось: мы смяли два колеса и были вынуждены отступить на проселок, заблудились в тумане и потратили на путь 30 часов вместо 24. Местная автоинспекция не обделяет вниманием россиян: живя в 30 км от курорта в деревне Микуличин, по утрам мы теряли много времени на бессмысленные стояния, добираясь в нашем микроавтобусе до Буковеля.
До курорта можно добраться удачнее: сначала самолетом до Киева, потом автобусом или поездом в Ивано-Франковск, оттуда 110 км до Буковеля. Авиабилет в оба конца обойдется минимум в 10 тыс. руб., билет на поезд — примерно 1200 руб., трансфер Ивано-Франковск — Буковель — около 2 тыс. руб.
Европейские стандарты безопасности
В отношении безопасности катания Буковель показательно гонится за «высокими технологиями». Все подъемники здесь — Doppelmayr и Leitner, с опускающейся защитной рамой, и без шлема на них не пускают (не забудьте взять напрокат).
Перед посадкой на канатку лыжников пару метров подвозит лента-транспортер. Персонал следит, чтобы лыжи были вщелкнуты, а сноуборды пристегнуты на одну ногу.
Но наверху, у высадки со второго подъемника, можно увидеть такую картину: лыжники соскакивают с сидений на лыжах, цепляясь друг за друга, пытаются поймать равновесие на обледеневшем выкате и все вместе падают. Подходит следующее кресло, еще четверо сходят, разгоняются на льду и въезжают в предыдущих. С третьим креслом происходит то же самое. Устоять невозможно — я тоже упал, а девушка рядом разбила колено. Персонал канатки спокойно смотрит на происходящее. Постепенно место высадки превращается в свалку. Подъемник надо закрывать, загонять ратрак и разбивать лед, но канатчик говорит, что до конца дня это сделать невозможно… Тем временем ратраки непрерывно строят трамплины для финала Кубка мира по лыжному фристайлу. Это напоминает картину в Приэльбрусье: ратраки возят всех желающих за деньги на фрирайд, а остальные катаются по жесткой леденистой трассе. В Буковеле, правда, фрирайда нет.
На местных трассах опытному лыжнику будет скучно. Как правило, это короткий гладкий путь, прорубленный среди леса. Черные трассы отличаются только крутизной склона, из-за которой снег на них плохо держится и его быстро обдирают.
Небольшим утешением для любителей попрыгать станет сноупарк, который содержится в хорошем состоянии. Но рассчитан он не на новичков, а, скорее, на продвинутый уровень. Стоимость катания в нем включена в скипасс, чья цена на неделю — около 6 тыс. руб.
Лен, шелк и гуцульское апрески
Национальный колорит Западной Украины накладывает отпечаток на апре-ски. В качестве такси в Буковеле используют нарядные упряжки лошадей. В кафе, столовых и даже супермаркетах персонал носит национальные одежды: расшитые льняные рубахи и сарафаны. В селе Яремче, которое находится недалеко, есть большой рынок, где можно купить сорочки-вышиванки, платья и сарафаны всех цветов из льна и шелка, а также дунуть в длиннющую национальную дудку трембиту.
Но самое пикантное — украинская кухня. В местном меню все мясные блюда из свинины. Вегетарианцам вообще ехать в Карпаты не стоит. Во многие блюда без мяса гуцулы добавляют сало и шкварки. В «Грибовой Хате» вместе с обедом подают «украинский наркотик» — массу из сала, перетертого с морковью, зеленью и специями, которую намазывают на хлеб. Пообедать можно как внизу, в поселке, так и на горе. Обед на горе стоит около 150 гривен на человека (примерно 600 рублей).
В Буковеле и по пути в него много гостиниц и апартаментов. На самом курорте цена размещения в этот период начинается с 1000–1500 гривен за номер. В селе Микуличин было дешевле (цены от 150 гривен/чел. в сутки). У этого села 600-летняя история. Основной строительный материал — дерево. Здания, выдержанные в традиционном гуцульском стиле, напоминают готические постройки: стрельчатые мансардные окна, резные оконные наличники, шпили и башни. Но сами местные жители не всегда гостеприимны. За оговоренную сумму нам предложили более дешевый вариант, и альтернативу удалось найти с трудом. Вывод напрашивается следующий: в плане подготовки и разнообразия трасс Буковель принципиально не отличается от Домбая и Приэльбрусья. Плюс для Карпат — спокойная обстановка: тут вы не увидите военных с автоматами. Но отношение к людям, оставляющим здесь свои деньги, то же самое.