«Большие данные» для большого туризма
По данным Ростуризма, в нынешнем году Ростовская область вошла в число регионов России, в отелях которых остановилось наибольшее количество туристов. Эксперты отмечают, что дальнейший рост туристического потока в регион будет зависеть от того, насколько эффективно операторы смогут учитывать запросы отдыхающих. В этом им помогут различные цифровые решения, в частности анализ турпотоков с использованием больших данных.
На Дон понаехали
По данным регионального правительства, за летний сезон прошлого года Ростовскую область посетили на 30% больше туристов, чем за аналогичный период 2019-го. В результате донской край вошел в топ-10 российских регионов по росту туристических потоков, обойдя даже популярные у туристов регионы Северного Кавказа. В отелях и гостиницах Ростовской области в теплый сезон 2020-го остановились в общей сложности 800 тыс. человек.
— За последние пять лет наш регион посетили более 5 млн человек, — сообщила директор АНО «Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области» Татьяна Горяйнова. — Серьезный толчок увеличению турпотока дало проведение матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году. После этого Ростовская область стала узнаваема на туристической карте России.
По итогам 2021 года агентство рассчитывает увеличить показатели, а к 2030 году — довести ежегодное количество гостей в отелях и хостелах до 2,5 млн человек.
Один из способов привлечь внимание туристов — выбрать правильное позиционирование региона для разных аудиторий. Например, молодому поколению важно сделать красивые фотографии для соцсетей. Эту аудиторию привлекают необычные места, в том числе «засветившиеся» в фильмах или соцсетях, такие как маяк в хуторе Мержаново, где снимался сериал «Смотритель маяка». По данным аналитики компании МТС, летом прошлого года и этой зимой именно Мержаново стало самым посещаемым местом отдыха в Ростовской области. Оператор зафиксировал рост интереса к маяку со стороны туристов из Московской, Белгородской и Воронежской областей.
— Ограничительные меры из-за эпидемии коронавируса дали толчок развитию внутреннего туризма, — подчеркнул директор МТС в Ростовской области Игорь Марьясов. — Все больше людей предпочитало проводить время на просторах донского края. Например, в тройку самых популярных локаций на январских каникулах вошли парк «Лога», маяк в хуторе Мержаново, этноархеологический комплекс «Затерянный мир». По сравнению с прошлым годом количество отдыхающих здесь возросло на 15 процентов.
Что посмотреть и чем заняться
С 2019 года в Ростовской области действует государственная программа «Развитие культуры и туризма», рассчитанная на срок до 2030 года. Общий объем ее финансирования составит 37,3 млрд рублей.
Среди наиболее привлекательных для туристов природных достопримечательностей региона власти называют Дон и его притоки, Таганрогский залив, степи. Также развитию туризма способствует богатая история Ростовской области, связанная с донским казачеством и множеством известных имен. В их числе — известные деятели культуры: Антон Чехов, Михаил Шолохов, Виталий Закруткин и др., императоры Петр I и Александр I, казачьи предводители Степан Разин и Емельян Пугачев.
Помимо природных красот и богатых музейных коллекций все большей популярностью у туристов из других регионов России пользуются регулярные мероприятия, которые проводятся в разных городах и районах Ростовской области. Это, например, фестиваль «Воспетая степь» в Орловском районе, приуроченный к цветению уникальных степных тюльпанов, казачьи Шермиции (воинские игры) в Ростове, фестиваль «Оборона Таганрога 1855 года» и др.
— Мы отводим событийному туризму особую роль, — заявила Татьяна Горяйнова. — Наша задача не просто инициировать мероприятия, но и делать их популярными среди жителей и гостей региона. Для этого нам необходимы современные цифровые инструменты, которые в дополнение к привычным методам помогут прогнозировать целевые потоки туристов и их предпочтения.
Предсказать отдыхающих
Большие возможности для прогнозирования и анализа турпотоков предоставляют большие данные операторов мобильной связи. Анализ Big Data позволяет не только выявить самые популярные у туристов места, как в случае с маяком в Мержаново. На основе обезличенной информации можно сформировать портрет туриста, который будет учитывать регион постоянного проживания, длительность пребывания в Ростовской области, уровень дохода, наличие детей, сферу интересов и другие параметры.
МТС и Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области запустили проект, в рамках которого проанализируют турпоток на территории региона. Это позволит региональной власти сформировать более привлекательный туристический продукт, усовершенствовать позиционирование области и понять, в каких местах наиболее актуально развитие туристической инфраструктуры.
— С помощью обезличенных больших данных можно получить массу информации о посещающих Ростовскую область туристах и проанализировать ее по тысячам параметров, — отметил Игорь Марьясов. — Big Data МТС уже успешно используется в 42 российских регионах, помогая развивать не только внутренний туризм, но и транспортную и социальную инфраструктуру. Особенно важно, что мы не просто делаем разовые выгрузки данных, а с помощью платформы «МТС.Регион» даем администрации регулярно обновляющуюся аналитику, что позволяет оценить процессы в динамике. Уверен, что в результате сотрудничества еще больше людей захочет ближе познакомиться с нашей областью.
Компания МТС уже реализовала подобные проекты, в том числе в соседней с Ростовской Воронежской области. При этом сфера применения Big Data для развития регионов не ограничивается туризмом: большие данные успешно применяются для анализа городских пространств. Агрегированная информация о численности населения, его демографических характеристиках и миграционных потоках помогает планировать развитие дорожной и социальной инфраструктуры, благоустройство общественных пространств. В Приморском крае оператор использовал данные о своих абонентах, чтобы выявить, насколько регулярно и где занимаются спортом жители региона разных возрастов. Это позволит запланировать строительство новых спортивных объектов там, где они наиболее востребованы.