Бизнес резко нарастил использование ИИ
Спрос со стороны бизнеса на ИT-сервисы на базе искусственного интеллекта вырос за последний год кратно. Среди продуктов, потребление которых растет наиболее динамично, провайдеры называют аналитику данных, чат-ботов и голосовых помощников. Их применение позволяет компаниям сократить временные затраты на некоторые бизнес-процессы в несколько раз, снизить потери и повысить продажи.

В рейтинге цифровизации и внедрения ИИ за январь — апрель 2025 года, составленном журналом «Регионы России: национальные приоритеты», Ростовская область оказалась на 36-м месте. При этом спрос на услуги на базе искусственного интеллекта со стороны донского бизнеса динамично растет. По словам директора «МегаФона» в Ростовской области Алексея Иванова, за последний год он повысился на 136%.
— Наибольший интерес у компаний региона вызвали геоаналитика, мониторинг окружающей среды, аналитика маркетплейсов, сервисы защиты от киберугроз и другие, — рассказал г-н Иванов. — Такой спрос может быть связан с увеличением осведомленности о возможностях ИИ, повышением уровня кибербезопасности и активным развитием цифровых технологий в области.
В Т2 N сообщили, что ИИ в продуктах компании используется в основном для анализа больших данных. Построенные модели позволяют «прогнозировать вероятность просрочек по платежам, а также подбирать целевую аудиторию под узкие запросы и определять поведенческие паттерны на основе ретроспективных данных», подчеркнули в компании. Также ИИ применяется для противодействия мошенникам: алгоритмы выявляют случаи аномального поведения. Помимо этого развиваются таргетированные коммуникации. ИИ применяется для сегментации аудитории по принципу look-a-like*: система находит пользователей, схожих с уже совершившими покупку, и формирует релевантную выборку для рассылки. Это повышает точность охвата, что способствует повышению продаж в среднем на 12-15%, заявили в Т2. По данным компании, в Ростовской области с начала 2025 года спрос на этот сервис вырос на 35% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Ростовского филиала «Ростелекома» Кирилл Котляров отметил, что компания фиксирует широкое распространение чат-ботов и голосовых помощников на горячих линиях для клиентов. В одном из выполненных провайдером проектов связка ИИ с самообучающейся языковой моделью (GPT — Generative Pretrained Transformer, генеративный предварительно обученный трансформер) позволила компании-заказчику в пять раз ускорить анализ звонков.
— Перед нами стояла задача по анализу звонков менеджеров по продажам на соответствие скриптам, оценке компетентности сотрудников и необходимости дополнительного обучения, — сообщил Кирилл Котляров. — С помощью преобразования аудио составлялась стенограмма звонка. А GPT позволяет проводить анализ соответствия звонка предварительно загруженному скрипту и дает рекомендации по улучшению процесса.
По словам эксперта, прежний подход к анализу требовал на прослушивание звонка и заполнение чек-листа 1-5 минут, на последующее заполнение протокола — еще 10-15 минут, таким образом, пропускная способность сотрудника составляла 3-5 звонков в час. С использованием ИИ на тот же процесс уходит семь минут, за час работник может обработать около восьми звонков. При загрузке готовых стенограмм пропускная способность вырастает до 20-25 звонков в час.
Использование ИИ позволяет сократить время выполнения типовых задач в 2-5 раз, заявила руководитель направления развития искусственного интеллекта компании «ТТК-Цифровые решения» Маргарита Трофимова.
Также в «Ростелекоме» отметили рост спроса на видеонаблюдение с функцией аналитики с использованием искусственного интеллекта, что снижает затраты на наем сотрудников охраны и повышает качество анализа входящего видеопотока и обнаружения отклонений. Интерес к этому сервису связан с потребностью бизнеса в безопасности и контроле.
Коммерческий директор компании «Видеонис» Максим Макаров сообщил, что за последнее время количество клиентов, которые используют услуги видеонаблюдения, утроилось.
— Если говорить о безопасности, прежде всего это связано с тем, что видеомониторинг выгоднее физической охраны с точки зрения стоимости, — отметил он. — И конечно, влияет набор таких преимуществ, как круглосуточная работа, объективность и невозможность сговора. По нашему опыту работы с крупной федеральной сетью магазинов можно констатировать: по итогу прошедшего года применение наших инструментов позволило увеличить коммерческий результат на 25%. Сокращение потерь от краж, порчи и списаний сократилось на 30%. В абсолютных цифрах это более чем весомый результат.
* look-a-like — (англ.) очень напоминающий, двойник.