Архитектурные излишества с высокой добавленной стоимостью
Дизайн ресторана — немалая часть его финансовой успешности.
Внешний и внутренний вид ресторана может способствовать быстрому обслуживанию клиентов, а может и настраивать на совершенно иной лад — на приятный досуг и дружеское общение в уютной обстановке. Все зависит от концепции заведения и от того, насколько умело она воплощена дизайнером в интерьере. Известные ростовские рестораторы знают цену дизайну, работая с уже проверенными профессионалами в этой сфере. Впрочем, для открытия нового заведения иногда, говорят, полезно поискать новые связи в среде профессионалов, стоимость услуг которых может достигать 2 тыс. рублей за кв. м.
Все рестораторы знают, что ростовская публика очень любопытна и потому время от времени ее нужно баловать новыми местами отдыха. И каждый раз это совсем не тривиальная задача. Это обязательно должно быть что-то, о чем гости будут с удовольствием рассказывать своим друзьям: «Как, ты еще не был в этом местечке? Очень занятное!»
Чтобы это случилось, нужен очень точный расчет. Есть рестораны, которые должны быть как удобный пиджак — для регулярного посещения. В таких заведениях, наверное, неважно, есть на стене репродукция или нет, но очень существенно, чтобы был быстрый интернет: во время бизнес-ланча можно проверить почту. А чтобы это было удобно делать, необходимо поставить на стол изящную подставку для смартфона.
Дизайн — это ведь сочетание удобного и приятного, когда клиент понимает, что о нем здесь подумали и позаботились.
Все эти удобства и «фишки», по словам рестораторов, рождаются в том случае, когда есть логически непротиворечивая концепция заведения с его четким аудиторным позиционированием. Ее разработка, как правило, — прерогатива собственников и менеджмента заведений. А дальше как раз следует работа с дизайнером, который творчески решает задачу создания удобной среды для обслуживания конкретной группы клиентов с помощью интерьера и аксессуаров. Если это английский стиль, как в ростовском парк-отеле «Аврора», то среди элементов салона органично выглядят камин, рояль, высокие остекленные двери. При проектировании перед дизайнером поставили задачу использовать и уже имеющиеся в здании предметы декора — например, огромную люстру, видевшую еще Хрущева.
— Картины и декоративные тарелки в ресторан «Беллуччи» мы привозили из Италии, а детские игрушки в «Мезонине», которые использованы как предметы декора, — из Европы, — рассказывает совладелец ГК «Хорошие рестораны» Роман Панченко. — В ресторане «ОнегинДача» каждая деталь интерьера — от старинных гравюр XVIII века до энтомологической коллекции и от аутентичной посуды до антикварной мебели — хранит свою историю.
Одной из «фишек» ресторана Portland стала сцена площадью 64 кв. м, где планируется проведение развлекательных мероприятий, в том числе спортивных, с использованием возможности установки ринга.
От дизайнеров помимо опыта и стандартных профессиональных навыков рестораторы ждут новизны и глубокого понимания поставленной задачи.
— Идея ресторана, его концепция, создание единой композиционной линии интерьера исходят от нас, — говорит Роман Панченко. — Но мы не обходимся без помощи дизайнера Александра Дорохова, видение которого и помогает оформить и воплотить в жизнь наши задумки. С ним мы сотрудничали по шести нашим проектам — ресторанам Famous, «Мезонин», «ОнегинДача» и др.
Зачастую при создании нового ресторана собственники приглашают к сотрудничеству дизайнера, с которым работают уже не в первый раз. Для работы над проектом кафе с итальянской кухней La Galleria, готовящегося к открытию в ТЦ «Галерея ВертолСити», пригласили Анатолия Мосина, который уже был создателем дизайна этого торгового центра, архитектурных решений банкет-холла и конгрессно-выставочного центра «ВертолЭкспо».
— Мы готовы рассматривать и других дизайнеров, — сообщает управляющий «Галереи ВертолСити» Наталья Александрина, — но все же больше доверяем уже проверенному профессионалу, который знает нашу компанию и, имея достаточный опыт работы с ней, может предугадывать желания и ожидания от заказа.
Совладелец сети Cafe Sapore Italiano и ресторана Osteria Sapore Di Vino Джорджо Мацца рассказал N, что сотрудничал с несколькими компаниями в этой сфере — с организацией Black и архитектором Муратом Цалоевым, дизайн-студией «О.Н.И.», а также с итальянскими партнерами Costa Group. По его словам, помимо обширного опыта специалист должен иметь портфолио реализованных проектов, желательно международных, поскольку компания работает в том числе и с зарубежными партнерами.
При закупке мебели и предметов декора рестораторы рассматривают как предложения дизайнеров, так и самостоятельно ведут поиск необходимых предметов интерьера. Зачастую их изготавливают по эскизам дизайнера, как, например, это часто делает ростовский производитель светильников PROLIGHT.
Стоимость дизайнерских услуг зависит от масштабов проекта, поставленных задач, не последнюю роль играет и известность профессионала. По словам Джорджо Мацца, разработка дизайн-проекта и подготовка сметы обходятся в сумму от 600 до 2000 рублей за кв. м.
Для обновления интерьера некоторые представители ресторанного бизнеса имеют собственный штат дизайнеров.
— Стороннего дизайнера мы привлекаем для реализации новых проектов — с нуля создать внешний вид помещения, разработать архитектурный дизайн, — говорит Наталья Александрина. — Оперативные же задачи решают наши штатные специалисты — в их компетенцию входят вопросы обновления мебели или художественных панно, оформление залов к определенным мероприятиям, например их индивидуальное украшение для свадебного торжества.
В ООО «Управляющая компания РестПрофи» (развивает сеть кофеен «Питькофе») раньше сотрудничали с компанией «БАЗА дизайн», теперь же в штате работают два дизайнера на постоянной основе, один из которых — Карен Крбашян, занимающийся оформлением интерьеров.
Ценность и важность профессионального подхода к дизайну ростовские рестораторы осознали давно. Их успешность на этом поприще доказывается впечатляющим развитием ресторанных сетей в последние годы.