Антитабачный закон: кафе несут убытки, ритейлоры увеличили продажи сигарет
По данным Федерации рестораторов и отельеров России (ФРИО), после введения с 1 июня запрета на курение в ресторанах, кафе и барах продажи в заведениях общепита упали на 15–20%.
Об этом «Известиям» рассказал президент ФРИО Игорь Бухаров. Снижение продаж подтвердили в сетях кофеен «Шоколадница» и «Кофеин» и в ряде ресторанов. Эксперты ожидают, что падение продаж увеличится до 30%. Между тем, по словам председателя совета московского отделения «Опоры России» Александра Жаркова, предприниматели попросили прокуратуру разобраться, можно ли курить на летних верандах, так как московские и федеральные чиновники не пришли к единой позиции по этому вопросу. «На сегодняшний день у разных предприятий общественного питания в Москве спад в товарообороте достигает 15–20%, — сказал Игорь Бухаров. — Это очень серьезно. Это данные по кафе, ресторанам, барам. Клубы мы не считали».
Больше всего, по его словам, пострадали кофейни и бары. Люди привыкли приходить туда главным образом не поесть, а пообщаться за чашкой или бокалом, имея при этом возможность курить. Падение продаж было ожидаемым.
В отличие от рестораторов антитабачный закон пока несет дополнительные заработки ритейлорам. Как ни парадоксально, у них выросли продажи сигарет.
По просьбе «Известий» табачные компании и ритейлоры подвели итоги продаж в первые три недели действия антитабачных ограничений и не обнаружили падения спроса на сигареты. Чек клиентов-курильщиков после введения запрета на выкладку сигарет на кассах и в залах магазинов вырос. В ряде магазинов рост продаж сигарет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 5%. Более того, из-за того что люди закупают больше, с запасом (в ларьках теперь продажа сигарет тоже запрещена), они больше курят.
В компании JTI указывают, что данные сетевиков о росте продаж сигарет в супермаркетах и других крупноформатных магазинах подтверждают сделанные ранее прогнозы, что курильщики будут стремиться закупать сигареты впрок в большем количестве из-за отсутствия возможности приобрети пачку в ближайшем киоске. В качестве примера собеседники приводят опыт Санкт-Петербурга, где с 2006 по 2011 годы были закрыты 1,6 тыс. киосков, торговавших табаком, — малая розница потеряла 67% продаж, при этом продажи сигарет в супермаркетах выросли на 89%.
По материалам «Финмаркета»