г. Ростов-на-Дону
13 мая 2021 11:47:32

Рынок чистоты на подъеме

Ростовский рынок клининговых услуг растет, и игроки ищут новые ниши в этой отрасли.
Рынок чистоты на подъеме

Рынок клининговых услуг Ростовской области стабильно растет: по словам его участников, в последние несколько лет ежегодно появляются 5–7 новых игроков. Клинеры отмечают увеличение спроса со стороны не только организаций, но и частных лиц. В отрасли наблюдается сегментация: крупные компании, давно присутствующие на рынке, предпочитают работать с юрлицами, в то время как небольшие молодые игроки — с частными заказчиками. Появление новых клининговых компаний приводит к поиску новых ниш и специализации на дополнительных услугах.
 
Работать с юрлицами сложно, поскольку компании хотят платить за генеральную уборку офиса не более 50 рублей за кв. м. Фото предоставлено компанией «Чистодел». Ростовский рынок клининговых услуг довольно насыщен: по заявлениям его участников, сейчас на нем присутствует 50–60 игроков и ежегодно появляется от 5 до 7 новых организаций. За последние 5 лет этот сегмент существенно вырос: в 2009 году в городе насчитывалось всего 7 клининговых компаний. Значительно расширился и спектр предоставляемых услуг. По наблюдениям N, чаще всего ростовские клинеры предоставляют услуги ежедневной и генеральной уборки помещений, мытья окон и рекламных вывесок, химчистки мебели. Многие из них предлагают дополнительные сервисы — стрижку газонов, химчистку салона автомобиля и т. д. Среднерыночная стоимость генеральной уборки 1 кв. м офиса составляет 65 рублей (см. таблицу).

Клинеры отмечают увеличение спроса по итогам прошлого года на 10% и планируют такой же рост в текущем году.

— В прошедшем году увеличилось число заказов со стороны частных лиц, — комментирует технический директор компании GreenL-DON Игорь Черный. — Многие люди в целях экономии времени начали обращаться за услугой уборки в клининговые организации. Причем мы наблюдали активизацию спроса с их стороны к концу прошлого года и в январе нынешнего — возможно, в преддверии и после новогодних праздников люди не хотели заниматься уборкой своего жилья.

Руководитель «ЧистоМира» Ирина Мерзликина подтверждает повышение спроса от физлиц. По ее словам, чаще всего они заказывали уборку после строительства и ремонта дома. О такой тенденции свидетельствуют еще несколько ростовских клинеров.

На сегодняшний день местный рынок мастеров чистоты имеет четко выраженную сегментацию: крупные компании, давно укрепившие здесь свои позиции, оказывают услуги преимущественно юрлицам, в то время как небольшие новые игроки ориентируются на частных клиентов.

— Среди наших клиентов преобладают физлица — около 70%, — комментирует исполнительный директор ООО «Чистодел» Павел Семиколенов. — Остальная же часть приходится на гостинично-ресто­ран­ный бизнес.

Юрий Гладких, коммерческий директор ростовской компании «ТДО Клининг Юг» (имеет 4 представительства в Краснодарском крае), рассказывает, что их услугами в большей степени пользуются юрлица, среди которых крупные организации — например, филиалы Юго-За­падного банка Сбербанка РФ, ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону».

— Нам интересен сегмент частных лиц, — добавляет он, — но мы уже работаем с банками, ресторанами, бизнес-центрами, поэтому и сохраняем такую направленность.

Некоторые игроки рынка чистоты отмечают, что работать с юрлицами сложнее, поскольку компании хотят платить меньшие деньги — уровень цены генеральной уборки офиса от 50 рублей за кв. м считают завышенным.

Для многих клинеров актуальна проблема нехватки персонала. Поэтому иногда многим директорам приходится менять деловой костюм на рабочую одежду.

— При резком увеличении заказов выезжаю сам работать на объект, — говорит руководитель клининговой компании «Лотос» Александр Слаба.

По словам Игоря Черного, большинство людей считает непрестижной работу уборщика, воспринимая ее как нечто временное.

Игроки отмечают усиление конкуренции на рынке. Для открытия клининговой компании, по словам нынешних мастеров чистоты, требуется 0,5–1 млн рублей, вследствие чего появляется все больше желающих работать в этой сфере.

— Многие компании начинают демпинговать, — заявляет г-н Слаба. — Занижают стоимость услуг на 10%, после чего новые игроки уходят с рынка.

Впрочем, такая ситуация наблюдается не только на ростовском рынке. По данным исследования агентства DISCOVERY Research Group, для российского клинингового рынка характерна текучесть недавно образованных компаний при ежегодном приросте игроков, достигающем 25% в Москве и Санкт-Петер­бурге, — она происходит из-за ярко выраженной проблемы демпинга в отрасли.

Другие же ростовские клинеры ищут здесь новую нишу или уже специализируются на дополнительных услугах.

Павел Семиколенов рассказывает, что их компания оказывает услуги по чистке ковров и мягкой мебели и около 20% клиентов пользуются ею. Г-н Черный считает, что сейчас неохваченным сегментом является уборка кухни ресторанов, баров и гостиниц, его компания уже начала здесь работу.

— Немногие компании специализируются на этой услуге, — добавляет он. — Особенность в том, что, как правило, заказ на уборку кухни поступает от владельца ресторана, а принимают выполненную работу еще и другие сотрудники. Выясняется — главный повар хотел, чтобы почистили еще и вытяжку, на что задания собственник не давал. Собрать же всех при утверждении перечня работ сложно: кто-то уехал за продуктами, у кого-то выходной.

В трех клининговых компаниях сообщают, что они в этом году планируют нанять еще 2–3 сотрудников, и прогнозируют увеличение спроса на 10–20% со стороны частных лиц. Эксперты же утверждают, что на стремительную активизацию физлиц рассчитывать еще рано.

— Спрос на клининговые услуги в основном формируется со стороны бизнеса, — полагает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. — Частный сектор тут охвачен мало — ростовчане чаще предпочитают пользоваться услугами не компаний, а отдельных людей по рекомендации, которых «передают» дальше. Возможно, в будущем тенденция сойдет на нет, но пока тут все без изменений. Не исключено, что в Ростовской области этот сектор будет расширяться на 2–3% ежегодно при условии сохранения текущей конъюнктуры — на фоне ужесточения миграционной политики, стагнации в экономике России активных шагов здесь пока не предвидится.

Просмотров: 1039

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Услуги
image
В ближайшее время начнется сезон работы плавучих ресторанов на набережной Ростова. Часть ресторанов уже открылась, другие планируют открытие в начале мая. В летний сезон посещаемость плавучих ресторанов выше, чем обычных.
Услуги
image
В Ростове начал свою работу онлайн-ретейлер «Самокат». Он позиционирует себя как магазин у дома, в который не нужно ходить, так как все доставляют курьеры. Оперативная доставка товаров осуществляется за счет специальных складов формата даркстор, расположенных в каждом из районов города, в Ростове уже создано 24 таких даркстора.
Услуги
image
Главной новостью этого сезона на туристическом рынке стало ограничение авиасообщения с Турцией до 1 июня. Список зарубежных направлений с прямыми вылетами из Ростова пока представлен тремя странами: ОАЭ, Египет и Кипр. Большим спросом пользуются российские курорты: во многих отелях Сочи и Крыма уже сейчас трудно найти свободные места, а цены на отдых там значительно выросли.
Услуги
image
По оценкам экспертов, до 2025 года рынок телемедицинских услуг будет расти более чем вдвое ежегодно. Дополнительный импульс его развитию придала пандемия коронавируса. Введенные из-за нее ограничения на очные приемы у врачей и медицинские процедуры потребовали более активного использования ИТ-решений. Кроме того, выросла их актуальность как инструмента сокращения времени, которое медики тратят на заполнение карт пациентов и других документов.