г. Ростов-на-Дону
10 Апреля 2020 14:56:06

Рынок чистоты на подъеме

Ростовский рынок клининговых услуг растет, и игроки ищут новые ниши в этой отрасли.
Рынок чистоты на подъеме
Рынок клининговых услуг Ростовской области стабильно растет: по словам его участников, в последние несколько лет ежегодно появляются 5–7 новых игроков. Клинеры отмечают увеличение спроса со стороны не только организаций, но и частных лиц. В отрасли наблюдается сегментация: крупные компании, давно присутствующие на рынке, предпочитают работать с юрлицами, в то время как небольшие молодые игроки — с частными заказчиками. Появление новых клининговых компаний приводит к поиску новых ниш и специализации на дополнительных услугах.
 
Работать с юрлицами сложно, поскольку компании хотят платить за генеральную уборку офиса не более 50 рублей за кв. м. Фото предоставлено компанией «Чистодел». Ростовский рынок клининговых услуг довольно насыщен: по заявлениям его участников, сейчас на нем присутствует 50–60 игроков и ежегодно появляется от 5 до 7 новых организаций. За последние 5 лет этот сегмент существенно вырос: в 2009 году в городе насчитывалось всего 7 клининговых компаний. Значительно расширился и спектр предоставляемых услуг. По наблюдениям N, чаще всего ростовские клинеры предоставляют услуги ежедневной и генеральной уборки помещений, мытья окон и рекламных вывесок, химчистки мебели. Многие из них предлагают дополнительные сервисы — стрижку газонов, химчистку салона автомобиля и т. д. Среднерыночная стоимость генеральной уборки 1 кв. м офиса составляет 65 рублей (см. таблицу). Клинеры отмечают увеличение спроса по итогам прошлого года на 10% и планируют такой же рост в текущем году. — В прошедшем году увеличилось число заказов со стороны частных лиц, — комментирует технический директор компании GreenL-DON Игорь Черный. — Многие люди в целях экономии времени начали обращаться за услугой уборки в клининговые организации. Причем мы наблюдали активизацию спроса с их стороны к концу прошлого года и в январе нынешнего — возможно, в преддверии и после новогодних праздников люди не хотели заниматься уборкой своего жилья. Руководитель «ЧистоМира» Ирина Мерзликина подтверждает повышение спроса от физлиц. По ее словам, чаще всего они заказывали уборку после строительства и ремонта дома. О такой тенденции свидетельствуют еще несколько ростовских клинеров. На сегодняшний день местный рынок мастеров чистоты имеет четко выраженную сегментацию: крупные компании, давно укрепившие здесь свои позиции, оказывают услуги преимущественно юрлицам, в то время как небольшие новые игроки ориентируются на частных клиентов. — Среди наших клиентов преобладают физлица — около 70%, — комментирует исполнительный директор ООО «Чистодел» Павел Семиколенов. — Остальная же часть приходится на гостинично-ресто­ран­ный бизнес. Юрий Гладких, коммерческий директор ростовской компании «ТДО Клининг Юг» (имеет 4 представительства в Краснодарском крае), рассказывает, что их услугами в большей степени пользуются юрлица, среди которых крупные организации — например, филиалы Юго-За­падного банка Сбербанка РФ, ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону». — Нам интересен сегмент частных лиц, — добавляет он, — но мы уже работаем с банками, ресторанами, бизнес-центрами, поэтому и сохраняем такую направленность. Некоторые игроки рынка чистоты отмечают, что работать с юрлицами сложнее, поскольку компании хотят платить меньшие деньги — уровень цены генеральной уборки офиса от 50 рублей за кв. м считают завышенным. Для многих клинеров актуальна проблема нехватки персонала. Поэтому иногда многим директорам приходится менять деловой костюм на рабочую одежду. — При резком увеличении заказов выезжаю сам работать на объект, — говорит руководитель клининговой компании «Лотос» Александр Слаба. По словам Игоря Черного, большинство людей считает непрестижной работу уборщика, воспринимая ее как нечто временное. Игроки отмечают усиление конкуренции на рынке. Для открытия клининговой компании, по словам нынешних мастеров чистоты, требуется 0,5–1 млн рублей, вследствие чего появляется все больше желающих работать в этой сфере. — Многие компании начинают демпинговать, — заявляет г-н Слаба. — Занижают стоимость услуг на 10%, после чего новые игроки уходят с рынка. Впрочем, такая ситуация наблюдается не только на ростовском рынке. По данным исследования агентства DISCOVERY Research Group, для российского клинингового рынка характерна текучесть недавно образованных компаний при ежегодном приросте игроков, достигающем 25% в Москве и Санкт-Петер­бурге, — она происходит из-за ярко выраженной проблемы демпинга в отрасли. Другие же ростовские клинеры ищут здесь новую нишу или уже специализируются на дополнительных услугах. Павел Семиколенов рассказывает, что их компания оказывает услуги по чистке ковров и мягкой мебели и около 20% клиентов пользуются ею. Г-н Черный считает, что сейчас неохваченным сегментом является уборка кухни ресторанов, баров и гостиниц, его компания уже начала здесь работу. — Немногие компании специализируются на этой услуге, — добавляет он. — Особенность в том, что, как правило, заказ на уборку кухни поступает от владельца ресторана, а принимают выполненную работу еще и другие сотрудники. Выясняется — главный повар хотел, чтобы почистили еще и вытяжку, на что задания собственник не давал. Собрать же всех при утверждении перечня работ сложно: кто-то уехал за продуктами, у кого-то выходной. В трех клининговых компаниях сообщают, что они в этом году планируют нанять еще 2–3 сотрудников, и прогнозируют увеличение спроса на 10–20% со стороны частных лиц. Эксперты же утверждают, что на стремительную активизацию физлиц рассчитывать еще рано. — Спрос на клининговые услуги в основном формируется со стороны бизнеса, — полагает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. — Частный сектор тут охвачен мало — ростовчане чаще предпочитают пользоваться услугами не компаний, а отдельных людей по рекомендации, которых «передают» дальше. Возможно, в будущем тенденция сойдет на нет, но пока тут все без изменений. Не исключено, что в Ростовской области этот сектор будет расширяться на 2–3% ежегодно при условии сохранения текущей конъюнктуры — на фоне ужесточения миграционной политики, стагнации в экономике России активных шагов здесь пока не предвидится.
Просмотров: 36

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Услуги
image
Ажиотажная скупка продуктов питания и товаров гигиены в последние две недели наблюдалась не только в обычных магазинах и на рынках, но и в интернет-супермаркетах и службах доставки. Им пришлось увеличивать запасы товаров и усиливать работу сайтов. Слегка поутихшее волнение в начале прошлой недели вновь ожило после выступления президента Владимира Путина.
Услуги
image
В связи с рекомендациями Ростуризма туроператоры приостановили реализацию туров в Италию и возвращают туристам деньги за забронированные на ближайшее время туры. Обострение российско-турецких отношений вызвало снижение динамики бронирования туров в Турцию в феврале. В одном из агентств говорят о том, что туристы отказываются от путевок и в другие страны.
Услуги
image
Десятка крупнейших игроков рынка дорожных работ взяла на себя практически все контракты, полученные донскими подрядчиками в 2019 году Портфель заказов топ-10 вырос на 28%. Десятка разделилась на три группы по объемам контрактов. Только два участника — «Донаэродорстрой» и ГК «Ростовское ДСУ» — распоряжаются портфелем контрактов, исчисляемым в десятках миллиардов рублей. Причем первая покинет список, поскольку уже зарегистрировалась в Москве.
Услуги
image
Донской рынок общепита развивался медленнее российского. Аналитики отмечают заметный рост в сегменте фастфуда и кофеен, а также снижение доходов классических ресторанов. В будущем развитие связывают с доставкой через мобильные приложения, использованием промоакций, а также завлечением клиентов на снековый перекус.
Реклама на сайте и в газете
Заказать