г. Ростов-на-Дону
18 апреля 2021 08:01:06

Спорят меньше да лучше

Число судебных споров участников ВЭД с таможенниками сокращается, но повышается результативность.
Спорят меньше да лучше

Сокращение таможенных споров в судах Южное таможенное управление (ЮТУ) расценивает как результат эффективного ведомственного обжалования. Однако в досудебных разбирательствах чаще побеждают таможенные органы, а в судах — бизнес. Главная причина спора — корректировка таможенной стоимости.

По данным ЮТУ, в последние годы сокращается количество судебных дел по искам, предъявленным к таможенным органам (см. инфографику 1).

Управляющий партнер юральянса «VARENIKOVГРУПП» Игорь Вареников подтверждает, что такая тенденция наблюдается.

— Если сравнивать 2014 и 2015 годы, то последний отличается снижением количества судебных споров с таможенными органами на 14% (данные по РФ), — рассказал эксперт. — Похоже, слабеет «иммунитет» ответственного бизнеса, он устал от усилившегося в кризис повсеместного давления. Но качество споров повысилось.

По словам замначальника ЮТУ Александра Воронова, сокращение числа судебных споров объясняется улучшением деятельности аппарата ЮТУ, а также эффективным использованием механизмов рассмотрения жалоб и ведомственного контроля. Досудебное урегулирование споров путем ведомственного обжалования имеет преимущества. В частности, заявление должно быть рассмотрено в течение месяца, оплата госпошлины не требуется.

В 2015 году по результатам рассмотрения поступивших жалоб ЮТУ вынесло по существу 106 решений, в 2014-м — 104, в 2013-м — 132, т. е. количество решений по существу сократилось, но увеличился удельный вес отказов в жалобах (см. инфографику 2).

Игорь Вареников считает эту процедуру малоэффективной.

— В России кризис, падение внешнеторгового оборота, программа импортозамещения, а план по наполнению бюджета никто не отменял, — поясняет эксперт. — В такой ситуации судебное разбирательство — более действенный способ отстоять свои интересы, т. к. суды в отличие от таможни не бюджетоориентированы.

Александр Воронов признает, что процент проигранных таможней дел высокий, но не называет точных цифр.

— Это объясняется тем, что более 50% обжалуемых в судах решений связаны с корректировкой таможенной стоимости (ТС), а также возвратом излишне уплаченных таможенных платежей, возникших из корректировки ТС, — поясняет Александр Воронов. — По данной категории дел, к сожалению, сложилась отрицательная для таможенных органов судебная практика.

Определение ТС и ее корректировки — это около 58% споров между участниками ВЭД и таможенниками, свидетельствует ЮТУ.

— Какие бы документы не предоставил бизнес в подтверждение стоимости ввезенных товаров, сотрудники таможни постараются взять платежи не с фактической стоимости кроссовок, компьютеров или телевизоров, а исходя из существующих профилей риска, — уверен Игорь Вареников. — Если стоимость тех же кроссовок ниже планки, которая содержится в базе данных таможни, ее подвергнут корректировке в сторону увеличения. В итоге импортера ждут солидные доначисления. Здесь остается либо соглашаться с требованиями таможенного органа и нести убытки, либо в суде отстаивать свою правоту. Кстати, сложившаяся судебная практика подтверждает, что корректировка ТС не всегда соответствует букве закона.

Эксперт приводит статистику по России: число судебных решений, принятых не в пользу таможни, выросло с 53% в 2014 году до 73% в 2015-м.

Впрочем, и в ходе досудебного обжалования зачастую неправомерными признаются действия таможенных органов, связанные с корректировкой ТС. Например, некое ООО «В» после корректировки ТС турецких товаров направило жалобу, в которой приведена следующая аргументация: «Обществом таможне был представлен пакет документов, подтверждающих, что расчет ТС товара произведен на основании цены, фактически уплаченной продавцу. Довод таможенного органа о том, что заявленная ТС имеет низкий уровень, согласно ценовой информации, имеющейся в ИАС «Мониторинг-Анализ», не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и служить основанием для корректировки ТС, поскольку отсутствуют доказательства сопоставимости условий ввоза товаров, выбранных для сравнения, а также их относимость к спорной сделке».

В результате рассмотрения жалобы ЮТУ пришло к выводу, что решение таможни о корректировке ТС товаров не соответствует требованиям статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза, т. к. таможенным органом не установлены факты заявления недостоверных сведений о ТС, имеющие юридическое значение.

Аналогичное решение ЮТУ вынесло по жалобе предпринимателя, провозившего в Ростов товар из Китая. Таможня приводила доводы о несоответствии сведений о весе, количестве и стоимости товаров, указанных в декларации, сведениям в экспортной декларации. ЮТУ пришло к выводу, что эти доводы подтверждаются частично: «Выявленное несоответствие стоимости партии товаров согласно инвойсу № IN и общей суммы платежей по предоставленным платежным поручениям является признаком заявления недостоверных сведений о ТС товаров, но не является основанием для корректировки ТС товаров в соответствии с правом ЕвразЭС и законодательством РФ о таможенном деле», — говорится в решении ЮТУ.

Примеры признания действий таможенников правомерными несколько другие по сути. Компания, ввозившая товары по декларации от 07.09.2013, не обжаловала действия таможенников по корректировке ТС. Однако 08.10.2015 подала заявление о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины, высвободившейся в результате восстановления в 2013 году тарифных преференций. В заявлении было отказано, поскольку срок таких требований истек 08.09.2014.

В другом примере таможня выявила несоответствие оттиска печати, заверяющего сертификаты, образцу оттиска компетентного органа Турции. Таможня направила сертификаты в ФТС России для проверки на предмет рассмотрения их в качестве основания для предоставления тарифных преференций. ЮТУ в ответ на жалобу компании установило, что по состоянию на 07.09.2015 информация о результатах проверки сертификатов в таможню из ФТС России не поступала. Следовательно, дополнительная проверка до указанного времени не завершена, действия таможенников, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении тарифных преференций, правомерны. 

Просмотров: 1366

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Услуги
image
Донские отельеры полностью лишились возможности отправлять в МВД данные о прибывающих гостях в электронном виде. Кипы бумаг теперь носят нарочно или отправляют по почте. Однако с наступлением высокого сезона может наступить кризис, считает управляющая сети отелей «Платов» и вице-президент Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства Марина Ситникова. Уже сейчас заполняемость гостиниц на 5% выше аналогичного допандемийного уровня.
Услуги
image
В прошлом году топ-10 крупнейших донских подрядчиков дорожных и мостостроительных работ сократили совокупный портфель заказов на 30%. Одна из причин — смена прописки прежним лидером рынка «Донаэродорстроем». Новым лидером неожиданно стало аксайское ООО «Дорстрой», резко нарастившее объем подрядов за счет работ по уборке и содержанию объектов улично-дорожной сети Ростова. Своими доходами строители также обязаны минтрансу области, а также заказчикам ремонта дорог в Волгоградской области и др. регионах.
Услуги
image
В 2020 году спрос на умное продвижение на основе big data в сегменте среднего бизнеса Ростовской области вырос в 7 раз по сравнению с 2019-м, у малого и крупного — в 3 раза. Среди вновь подключившихся к услуге «МТС маркетолог» 60% составили строительные компании региона.
Услуги
image
Под Ростовом набирает обороты новый рынок — перехватывающих парковок аэропорта Платов. В конце года открылись сразу две новые парковки, общее число выросло до 5. Они предлагают пассажирам аэропорта то, что Платов дать не может: охрану личного транспорта и более низкую стоимость хранения авто.