г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 22:35:52
100.68
106.08

Вместо людей машины

От конкуренции за людей рынок связи переходит к конкуренции за машины, которыми управляют люди.

Операторы связи отмечают быстрый, иногда в несколько раз, рост абонентской базы в сегменте связи между устройствами (machine-to-machine, m2m). Лидирует транспортная сфера, где телематика (удаленный контроль посредством телекоммуникаций) является популярным инструментом для отслеживания местоположения и состояния грузов и транспорта. Потенциал у этих услуг большой. Доля SIM-карт, которые используются для m2m-подключений, в России не превышает 3%, что в несколько раз меньше, чем в европейских странах.

Согласно данным исследования компании AC&M Consulting, в нынешнем году совокупная выручка российских операторов связи от предоставления m2m-услуг вырастет по сравнению с 2016 годом на 50% и составит 9 млрд рублей. При этом рост числа устройств, подключенных в рамках этих сервисов к сетям связи, составит 30% — до 10 млн штук.

В 2017 году, считают аналитики, темпы роста численности устройств могут повыситься до 40%.

— Мы отмечаем общий рост количества бизнес-клиентов «МТС», использующих в работе телематику, примерно на 35% с начала года, — говорит менеджер по связям с общественностью филиала ПАО «МТС» в Ростовской области Светлана Черепанова. — В выручке компании на корпоративном рынке доля m2m сейчас составляет около 3%.

Выручка провайдеров от телематических услуг тоже растет заметными темпами. Например, коммерческий директор ростовского филиала компании Tele2 Роман Солонин сообщил N, что за 10 месяцев 2016 года количество m2m-клиентов оператора на Дону выросло практически вдвое, количество SIM-карт Tele2, установленных в различных устройствах, увеличилось на 47%, а выручка в данном сегменте продемонстрировала рост в размере 55%.

Стоит отметить, что с точки зрения доходности m2m отстает от «живых» абонентов — по данным AC&M, если в среднем абонент оператора мобильной связи приносит ему около 300 рублей в месяц, то выручка в сегменте m2m составляет 100–120 рублей. Однако рынок связи между людьми уже перенасыщен. А доля SIM-карт, которые используются для m2m-подключений, в России не превышает 3%, что в несколько раз меньше, чем в европейских странах. Поэтому m2m-сегмент является одним из наиболее перспективных с точки зрения развития операторского бизнеса, и конкуренция, в том числе ценовая, в нем растет. Это привело к тому, что уже в нынешнем году темпы роста выручки операторов от предоставления телематических услуг начали снижаться.

Согласно исследованию AC&N, по итогам третьего квартала из крупнейших игроков рынка m2m сильнее всего упала выручка у «МегаФона» (на 3,8%) и «МТС» (на 2,7%). «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») потерял 0,7%.

Крупнейшим на данный момент игроком рынка телематических услуг является компания «МТС», на долю которой приходится 43% подключенных к сети устройств. «МегаФон» контролирует 35% SIM-карт в сегменте m2m, «ВымпелКом» — 19%.

Лидирующие позиции достаются операторам, которые располагают мобильными активами, поскольку у них есть возможность подключать устройства без прокладки физических линий связи. Это дает преимущества и в случае неподвижных устройств (банкоматов, различных датчиков в промышленности и ЖКХ и т. п.), однако главное — мобильная связь позволяет использовать m2m-ре­ше­ния для контроля движения транспорта и грузов.

По словам Светланы Черепановой, главными драйверами роста сегмента m2m остаются мониторинг транспорта, на который приходится порядка 40% абонентской базы телематических услуг в Ростовской области, и платежные системы (свыше 25% SIM-карт, задействованных в передаче данных между устройствами).

— Корпоративные клиенты Tele2 активно используют для развития своего бизнеса m2m-сервисы в сис­темах мониторинга и управления транспортом, в охранных системах, а также в сфере жилищно-ком­му­нального хозяйства, — говорит Роман Солонин. — Основные пользователи технологии m2m в Ростове-на-Дону — это охранные предприя­тия, службы такси, банки и платежные системы (здесь эти решения применяются для соединения банкоматов, терминалов оплаты), в общей базе они составляют около 65%. Также m2m-решения используются в мониторинге работы бытовых и индустриальных счетчиков, транспортных средств, систем безопасности, торговых автоматов.

В исследовании AC&N отмечается, что «МегаФон» значительно увеличил свою долю рынка, в том числе за счет того, что стал оператором связи системы «Платон».

— Транспорт остается самой массовой отраслью применения m2m-устройств, — соглашается директор макрорегионального филиала «Кавказ» компании «ТрансТелеКом» Виталий Орлов. — Его уже догоняют сфера услуг, оптовая и розничная торговля, АПК. Для малого и среднего бизнеса это реальная возможность с помощью телеком-решений оптимизировать свои затраты и сделать бизнес-процессы более эффективными. По нашим прогнозам, в следующем году одним из перспективных направлений станет разработка комплексных отраслевых решений в сфере m2m. В настоящее время мы реализуем проект, связанный с внедрением на железной дороге телематических устройств. Речь идет об использовании трекеров для контроля передвижения персонала и подвижного состава. Наша компания готова разрабатывать и реализовывать решения под ключ для заказчиков из других отраслей экономики. В рамках таких проектов мы можем не только конкурировать, но и взаимодействовать с другими участниками рынка. Ведь для m2m-решений необходимо оборудование, платформы для управления устройствами, софт.

В ближайшие годы можно говорить также о больших перспективах использования m2m-решений для обеспечения безопасности удаленных объектов, добавляет Светлана Черепанова. 

Просмотров: 4192

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Телеком
31 октября в Ростове-на-Дону пройдет специализированная конференция для девелоперов «Южный BIM: цифровые решения в девелопменте».
Телеком
Вместо людей машины
«Ростелеком» запускает новое цифровое решение для бизнеса — платформу «Е-контракт» для работы с внештатными сотрудниками.
Телеком
Вместо людей машины
«Ростелеком» и «Солар» запускают возможность проверки персональных данных на предмет их утечки в интернет.
Телеком
«Синтерра Медиа», цифровой партнер индустрии производства, обработки и доставки медиаконтента, и российский системный интегратор «ОКНО ТВ» организовали демонстрационную зону отечественного облачного МАМ-решения.