У бизнеса не получается экономить на связи. Мобильный трафик растет
Представители операторов связи отмечают, что снижение активности корпоративных абонентов из-за сокращения персонала и площадей компенсируется ростом спроса на мобильные услуги связи и дополнительные сервисы. Этому способствуют значительный рост оснащенности рынка мобильными устройствами и сервисами и расширение практики мобильного общения между клиентами и бизнесом.
Некоторые операторы зафиксировали по итогам года снижение доходов от фиксированной телефонии. Впрочем, директор макрорегионального филиала «Кавказ» компании ТТК Виталий Орлов считает, что связано это не столько с экономической ситуацией, сколько с общей тенденцией сокращения спроса на этот вид связи на фоне более активного использования предприятиями IP-телефонии.
— Существенного снижения объемов потребления телекомсервисов корпоративными клиентами не произошло, — утверждает г-н Орлов. — Объем потребляемого трафика продолжает расти.
В то же время операторы отмечают, что наиболее болезненно кризис переживают импортеры, компании финансового сектора, строители и производители стройматериалов.
— Некоторые компании отказываются от аренды офисов или сокращают количество рабочих мест, — говорят в ростовском филиале «ВымпелКома». — Из-за этого несколько стагнируют показатели по фиксированной связи. Но в то же время многие обращают внимание на новые технологии и оптимизируют с их помощью свой бизнес.
Участники рынка отмечают рост спроса на облачные телекоммуникационные сервисы. По словам начальника отдела продаж и обслуживания среднего и малого бизнеса ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Екатерины Казаковой, оператор не столкнулся со снижением ARPU (средняя доходность с абонента в месяц) благодаря тому, что бизнес-абоненты, даже пытаясь снизить объемы потребления услуг связи, используют большее количество различных сервисов.
— Клиенты, стремящиеся сократить свои затраты на IT-инфраструктуру, часто выбирают наш виртуальный центр обработки данных (ЦОД), который позволяет минимизировать расходы на оборудование и поддержание его работоспособности, — приводит пример г-жа Казакова. — Уже 10 процентов наших новых клиентов предпочитают использовать не традиционную телефонию, а нашу облачную АТС, хотя всего год назад, когда эта услуга только появилась, таких абонентов были единицы.
— Потребление услуг облачной АТС возросло, — подтверждает директор по b2b ростовского филиала компании «Дом.ру» Ирина Пак. — Переход на облачные сервисы позволяет минимизировать расходы на дальнюю связь, на внедрение и эксплуатацию сети, на повышение эффективности работы сотрудников.
При этом облачная АТС позволяет лучше анализировать расходы на связь.
Представитель «ВымпелКома» указывает на то, что число пользователей решения Microsoft Office 365 (облачная версия пакета MS Office) в течение года выросло на 60%.
— Мы видим миграцию интереса наших абонентов в сторону услуг, снижающих операционные затраты компании, — говорит директор по работе с бизнес-рынком «МТС» на юге Андрей Тихомиров. — За последний год заметно выросли услуги по автоматизации бизнеса, установке GPS-трекеров на корпоративные автомобили, использование мобильной связи в системах удаленного контроля и многое другое. Все это сказывается на росте потребления интернет-трафика корпоративными клиентами — с начала года этот показатель вырос в 1,5 раза.
Стремительный рост потребления мобильного трафика отмечают и другие операторы. Коммерческий директор Tele2 в Ростовской области Роман Солонин сообщил, что за 10 месяцев прошлого года этот показатель вырос у оператора более чем в 4,5 раза из расчета на одного абонента. Tele2 такой результат обеспечил эффект низкой базы — сети передачи данных третьего поколения 3G оператор запустил только в конце 2014 года. Однако о кратном росте объемов мобильного трафика заявляют и другие операторы. У «ВымпелКома» по итогам прошлого года он оказался двукратным. В пресс-службе компании Yota N сообщили, что за период с июня прошлого года по январь нынешнего трафик, потребляемый пользователями смартфонов, вырос более чем на 200%, модемов — на 20%. В компании склонны связывать рост потребления мобильной передачи данных именно с увеличением доли смартфонов. По данным исследования, проведенного аналитической компанией «ТМТ-Консалтинг», 88% пользователей смартфонов выходят в интернет ежедневно.
По мнению директора ростовского отделения «МегаФона» Алексея Баркова, устойчивости телекоммуникационного сектора способствует тот факт, что бизнес не может отказаться от использования телефонной связи или услуг передачи данных. В то же время, признает эксперт, компании стали внимательнее относиться к своим расходам, отслеживать эффективность внутренних и внешних коммуникаций, использования рабочего времени.
— Эта тенденция смещает корпоративный рынок в сторону дополнительных услуг на базе облачных и m2m-решений, — считает г-н Барков. — С помощью таких сервисов бизнес-процессы в компании автоматизируются, позволяя эффективнее использовать временные, финансовые и человеческие ресурсы. Клиенты реже используют роуминговые опции — мы наблюдаем некоторое снижение объемов потребления трафика (голос и интернет), но в большей степени это касается международных направлений. Кроме того, сейчас компании активно используют облачные технологии для оптимизации в том числе командировочных расходов. К примеру, сервис «Онлайн-конференция» позволяет провести совещание с региональными представителями или партнерами, находящимися в разных городах или странах, в режиме онлайн.