Трафик растягивает экраны
Исследования показывают, что рынки видео- и музыкального стриминга активно растут. В 2020 году суммарный оборот онлайн-кинотеатров оказался почти вдвое (40 млрд против 23 млрд рублей) выше, чем офлайновых. При этом даже тяжелый контент российские пользователи все чаще потребляют на мобильных устройствах. Это ведет к росту доли производительных смартфонов с большими диагоналями экранов и качественным изображением.
На данный момент, согласно исследованию «Экономика Рунета 2020-2021», проведенного Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), аудитория мобильного интернета в России составляет 89,5 млн человек. Это более 73% населения страны.
Компьютеры для интернет-доступа используют около 52% российских абонентов, «умные» телевизоры — 17%. Доля эксклюзивной аудитории, которая выходит в сеть исключительно с мобильных устройств, — более 27%.
В условиях пандемии востребованность интернет-доступа выросла. В условиях самоизоляции онлайн-сервисы предоставили пользователям возможность общаться, развлекаться, потребляя разнообразный мультимедиа-контент (фильмы, аудиокниги, компьютерные игры и т. д.). По данным исследования РАЭК, ссылающегося на Минцифры РФ и ВШЭ, по итогам I-III кварталов 2020 года объем интернет-трафика, переданного российскими пользователями, оказался на 36% больше, чем годом ранее.
Основная часть российского интернет-трафика пока приходится на фиксированные сети: из общего объема данных около 60 млрд Гб, через них было передано почти 44 млрд Гб. Однако высокую динамику роста обеспечил в первую очередь мобильный сегмент. Если трафик фиксированного интернета вырос за январь — сентябрь 2020-го на 18% по отношению к аналогичному периоду 2019 года, то показатель мобильного доступа увеличился почти на 49%. Средняя скорость передачи данных в мобильных сетях достигла 24 Мбит/с.
Крупные компании, располагающие обширной аудиторией и не чуждые цифровизации, включились в этот процесс, стремясь расширить перечень своих услуг. Тенденция к созданию экосистем, объединяющих на одной площадке самые разнообразные сервисы, стала более заметной.
Ключевые характеристики цифровых экосистем: наличие единой точки входа, взаимосвязь сервисов, наличие пакетных подписок в продуктовой линейке, функции голосового помощника и др.
Компании, создающие собственные сервисные экосистемы, учитывают и тенденцию к «мобилизации» интернет-пользователей. С этой целью они создают суперприложения, или супераппы, — мобильные приложения, играющие роль той самой точки входа, то есть объединяющие все продукты экосистемы.
По данным компании Morgan Stenley, в настоящее время среднегодовой темп роста рынка супераппов составляет 21%. На российском рынке первым продуктом такого рода стало мобильное приложение банка «Тинькофф». В 2020 году суперприложения выпустили «Яндекс» и Mail.Ru, на нынешний год их выпуск анонсировали «Сбер» и ВТБ.
Эксперты рынка отмечают, что рост скоростей передачи данных в сотовых сетях делает мобильный интернет все более удобным для использования сервисов, требующих потребления тяжелого контента. По данным РАЭК, объем рынка цифрового контента в 2020 году превысил 123 млрд рублей — это на 44% больше результата 2019 года.
Наиболее динамично росли в 2020 году музыкальные онлайн-сервисы. Прирост их выручки составил 100% (до 8,4 млрд рублей). Видеосервисы подросли на 59% (до 19,4 млрд рублей), игры — на 30% (90,2 млрд рублей), электронные библиотеки — на 25% (5,4 млрд рублей).
Среди заметных новых тенденций в потреблении медиаконтента интернет-пользователями — рост доли стриминговых видеосервисов, которые по объему выручки обогнали кинотеатры, обострение конкуренции в связи с выходом на рынок новых игроков («Сбер», Netflix, Spotify и др.), лидерство игровой индустрии по сравнению с другими видами развлечений и др.
«Мобилизация» интернет-доступа накладывает отпечаток на рынок пользовательских устройств. Чтобы смотреть видео или играть в игры, необходимы более производительные смартфоны. В 2020 году в России было продано на 4% больше смартфонов, чем в 2019-м, при этом объем этого сегмента рынка в денежном выражении вырос на 15%, то есть средняя цена устройства заметно повысилась. Участники рынка связывают это с тем, что пользователи чаще выбирают более производительные смартфоны с большей диагональю экрана.
Эксперты отмечают, что эти тенденции затронули не только розничный, но и корпоративный сектор. Коммерческий директор макрорегиона «Юг» компании Tele2 Максим Митькин сообщил, что в сети оператора в Ростовской области доля «умных» телефонов на данный момент составляет 73%. Более 90% их числа приходится на смартфоны с поддержкой 4G.
— Востребованными остаются модели с большими экранами: среди пользователей смартфонов 52% выбирают устройства с диагональю выше 5,5 дюйма, — добавил г-н Митькин. — Самой быстрорастущей категорией мобильных гаджетов остаются фаблеты, диагональ которых превышает 6 дюймов, их доля составляет более 31%.
По словам представителя Tele2, можно провести параллель между диагональю экрана устройства и объемом мобильного трафика, который потребляет пользователь: чем больше экран, тем больше гигабайтов он скачивает. За первое полугодие 2021 года мобильный трафик среди владельцев смартфонов с диагональю больше 6 дюймов возрос на 23% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.