Строительная компания самостоятельно автоматизировала взаимоотношения с клиентами
Новочеркасский строительный холдинг «Митос Строй» внедрил в одном из сбытовых подразделений систему управления взаимоотношениями с клиентами собственной разработки на базе «1С». По словам IT-директора компании Николая Денисенко, это позволило сэкономить 100–200 тыс. рублей на приобретении и интеграции CRM-системы, предоставив при этом сотрудникам базовый функционал решений этого класса.
Автоматизация работы подразделения из пяти менеджеров по продажам потребовалась «Митосу» для расширения клиентской базы по одному из направлений, пояснил Николай Денисенко. Покупка и внедрение необходимого числа лицензий CRM-системы обошлись бы в 100–200 тыс. рублей. Этот бюджет руководство компании сочло чрезмерно большим. В результате было принято решение разработать систему с базовыми функциями CRM силами собственной IT-службы.
— Цель была такова: более глубоко изучить рынок и привлечь новых клиентов, — пояснил г-н Денисенко. — Конкретных целей — скажем, увеличить объем клиентской базы в определенное количество раз и т. п. — не ставилось. Разработка приложения на базе «1С» версии 7.7 и его внедрение заняли около двух-трех месяцев, делалось это силами штатного «1С»-программиста при моей помощи. Это небольшой срок, поскольку приложение не очень масштабное, а руководитель подразделения составил для нас грамотное техническое задание.
Система позволяет вести журнал по каждому из клиентов, регистрируя входящие звонки от них в компанию и исходящие вызовы менеджеров. Для каждого из клиентов определяется статус в зависимости от того, на каком этапе находится взаимодействие с ним — ведутся ли переговоры, подписан ли контракт и выполнен ли заказ. Также система позволяет фиксировать информацию о том, является ли клиент пока «холодным», лояльно настроенным или уже готов переходить к заключению договора. Этот параметр система меняет в автоматическом режиме на базе информации о переговорах, вносимой менеджерами в систему.
Сами менеджеры восприняли внедрение системы достаточно адекватно, рассказал Николай Денисенко, хотя сотрудники старше 30 лет зачастую неохотно осваивают новинки в сфере IT. Определенные претензии с их стороны были вызваны интерфейсом системы, однако он определяется версией «1С», которую использует компания. Тем не менее с функциональной точки зрения система оказалась вполне эффективна, и объемы продаж подразделения с момента ее внедрения заметно выросли.
— Переход на «восьмерку» назрел давно, — прокомментировал проблемы с интерфейсом г-н Денисенко. — Но это очень большой и дорогостоящий проект. В первую очередь необходимо совместными усилиями нашего отдела, бухгалтеров, финансистов, руководства составить подробное ТЗ. После того как оно будет готово и будет четкое решение о финансировании перехода, это займет от восьми месяцев до года в зависимости от того, как удастся увязать основные этапы проекта со сроками сдачи бухгалтерской отчетности.
Стоимость перехода с «1С7.7: Управление производственным предприятием» на 8-ю версию этой системы для «Митоса» Николай Денисенко оценил в сумму около 2 млн рублей, в которую войдут стоимость программного обеспечения и услуги интегратора. Эти статьи соотносятся в бюджете внедрения примерно один к одному, добавил эксперт. В то же время интеграторов, способных на достойном уровне реализовать такой проект, в Ростове не более трех-четырех, а в других городах области нет в принципе, считает IT-директор «Митоса».