Система автоматизации помогла оперативно возобновить работу склада после пожара
Группа компаний «XXI Век», которая занимается дистрибьюцией продуктов питания, перенесла свою складскую деятельность в арендованные помещения после того, как ее собственный склад на ул. Малиновского был уничтожен пожаром. Оперативно запустить операции на новых складах ГК смогла благодаря автоматизированной системе управления собственной разработки, которая эксплуатируется группой в течение последних 15 лет и ежегодно совершенствуется. Среди последних обновлений — система мотивации сотрудников склада, построенная на автоматическом учете выполненных ими операций.
Склад мясной продукции группы «XXI Век» на ул. Малиновского сгорел в начале августа прошлого года. Наряду с самим зданием и продукцией, которая в нем хранилась, группа потеряла значительную часть складского оборудования. Чтобы сохранить бизнес, «XXI Век» арендовал сухой склад площадью около 2 тыс. кв. м на пр. Стачки, ранее принадлежавший ГК «Регата», и холодный склад площадью до 10 тыс. кв. м на ул. Вавилова у логистического оператора «Радон». На первом складе дистрибьютор хранит продукцию компании Nestle: молочные продукты, детское питание, бакалею, кондитерские изделия, корма для животных и т. п. Второй отведен под мясную и рыбную продукцию различных производителей. По словам директора по IT и бизнес-процессам ГК «XXI Век» Ярослава Якубовского, чтобы внедрить на новых складах WMS собственной разработки, потребовалось около недели, причем большая часть этого времени ушла на обеспечение подключения объектов к интернету (см. материал на сс. 14–15). Систему автоматизации складов группа использует уже около 15 лет, сообщил г-н Якубовский.
— Изначально это было просто ответвление ERP, в котором хранилась информация о складских запасах, — пояснил собеседник N. — Затем объем товаров на складах стал расти, и мы внедрили систему ячеек, чтобы кладовщикам было проще искать нужную позицию. Потом добавили сроки годности, потом — усушку. Те или иные изменения вносятся в систему ежегодно.
WMS «XXI Века» получает информацию о заказе клиента (это, как правило, розничные торговые точки) от ERP-системы, в которую эти сведения поступают через колл-центр группы или с КПК торгового представителя. Сборка заказа производится вручную с помощью POS-терминала (весов, объединенных с компьютером) — для подбора весовых товаров (мясных изделий и т. п.) — и мобильных терминалов сбора данных (ТСД) со считывателями штрихкодов — для формирования партий штучной продукции или весовой, маркированной штрихкодами с указанием веса. Кроме данных о наименовании и количестве товара система содержит данные о его естественной убыли.
— Товары, которые подвержены усушке, в течение срока хранения теряют 0,1–1% массы, — рассказывает Ярослав Якубовский. — В нашей WMS очень хорошо реализована весовая функция. Например, поступает заказ на 10 кг колбасы. Сформировать партию ровно в 10 кг мы не сможем, поэтому вес округляется, допустим, до четырех батонов. Получается, пускай, 10 кг 508 г. Мы знаем, что естественная убыль по этому сорту составит 1%. Значит, к клиенту приедет около 10 кг 408 г. Именно этот вес и указывается в накладной, счет выставляется исходя из него. Нам проще и дешевле списать усушку у себя, чем повторно взвешивать продукцию уже у клиента.
В настоящее время IT-дирекция группы работает над повышением точности взвешивания товаров на POS-терминале. Добиться этого г-н Якубовский планирует за счет введения в WMS данных о среднем весе единиц весовой продукции, например тех же батонов колбасы. Система будет фиксировать их количество в партии и сообщать кладовщику о недовесе или перевесе, который он может допустить в результате плохого знания ассортимента.
Наряду со своими прямыми функциями WMS помогает «XXI Веку» и в управлении персоналом. Среди последних обновлений системы — добавление учета результатов работы сотрудников склада. Эти данные используются для их материальной мотивации. Причем учитывается не только количество отгруженных единиц товара или вес сформированных партий, но и такие детали, как расстояние, которое сотруднику пришлось пройти, чтобы собрать необходимые позиции.
Использовать систему одновременно могут до 10 пар комплектовщиков (в каждой паре один сотрудник заносит данные в систему, а второй занимается непосредственно доставкой товаров на место сборки заказа).
Оценить расходы на внедрение WMS и время, которое на это потребовалось, Ярослав Якубовский затруднился, однако предположил, что в существующем виде на складском комплексе другой компании систему, разработанную «XXI Веком», можно было бы запустить за три месяца, из которых первый ушел бы на составление технического задания. При этом крупные интеграторы из числа присутствующих на рынке, с которыми в свое время группа вела переговоры, вполне могли запросить на выполнение доработок уже внедренной системы до полугода, сообщил г-н Якубовский.
— Если бизнес не динамичный, то он может себе это позволить, — считает он. — Однако нашим требованиям такие сроки не соответствуют, особенно если речь идет о необходимости внести изменения в форму документов, чего иногда требуют контролирующие структуры.
По данным Ярослава Якубовского, сейчас у «XXI Века» один POS-терминал и шесть ТСД. Последних до пожара было больше. Стоимость POS-терминала собеседник N оценил в 100 тыс. рублей.
— Компьютер там маломощный, но стоит около 30 тыс. рублей за счет наличия сенсорного экрана и металлического корпуса, — пояснил он. — Остальное приходится на весы. Что касается ТСД, то мы выбрали дорогую модель, которая стоит около 60 тыс. рублей за штуку. Она выполнена в корпусе, защищающем электронику от ударов и низких температур. Терминалы выдерживают падение с высоты до 1,2 м и способны работать при температуре около нуля градусов, которая держится на холодном складе. Кроме того, они оснащены усиленными аккумуляторами, заряда которых хватает на работу в течение восьмичасовой смены.