Растет спрос на аренду программного обеспечения
Софт, предоставляемый провайдерами, так называемые облачные сервисы, может еще сильнее сместить спрос на компьютерное оборудование и услуги IT-специалистов в сторону более крупного бизнеса. Малый бизнес будет все активнее пользоваться арендованным ПО.
В настоящее время ведущие разработчики программного обеспечения (ПО) предлагают облачные версии практически всех наиболее популярных бизнес-приложений. Среди их преимуществ традиционно указываются экономичность с точки зрения финансовых затрат и IT-инфраструктуры, а также возможность полностью решить проблемы, связанные с лицензированием ПО, переходом на новые версии и т. п. Эксперты сходятся во мнении, что спрос на облачные приложения будет расти (см. N, № 974), поскольку сейчас по модели SaaS (Soft as a Service, ПО как услуга) уже предоставляются такие краеугольные камни корпоративных информационных систем, как MS Office и различные версии «1С». Портал Cnews причисляет к ведущим игрокам мирового рынка облачных приложений корпорации Amazon Web Services, Cisco, IBM, Google и Microsoft. Единственным новичком в этом списке является Google, остальные компании начали заниматься разработкой ПО задолго до облачного бума. С наступлением «эры облаков» каждая из компаний продолжила работать в ранее избранном сегменте рынка, переводя на SaaS-платформу наиболее популярные из своих продуктов. К примеру, Amazon наиболее сильна в разработке приложений для управления корпоративными веб-ресурсами и хостинге, Cisco предлагает облачные решения для call-центров, а Microsoft лидирует в сегменте управленческого ПО и документооборота.
В России механизм выявления лидеров рынка SaaS тот же, да и результаты похожи, хотя и с поправкой на отечественную специфику. Опрошенные N эксперты практически единодушно назвали первую тройку: Microsoft, «1C» и Google. Несколько представителей рынка упомянули также IBM с облачной версией системы совместной работы Lotus Notes, однако последняя применяется в основном крупными компаниями, в то время как приложения остальных перечисленных вендоров вполне подходят и небольшим предприятиями. В частности, среди пяти пакетов «1С», доступных в настоящее время на облачном портале корпорации, есть «1С:Управление небольшой фирмой».
Сами разработчики настаивают на том, что для малого и среднего бизнеса платформа SaaS более актуальна, чем для крупного. Объясняется это тем, что малые предприятия располагают меньшими ресурсами для развития своей информационной инфраструктуры, перехода на новые версии программ и редко имеют в своем составе полноценные IT-подразделения.
— На самом деле первыми пользователями платных облачных приложений будут крупные компании, — уверен ростовский IT-специалист, попросивший не называть его имени. — Хотя разработчики правы, что для маленьких фирм это актуальнее, так как дешевле (см. таблицу. — N). Но небольшие предприятия меньше знают о новинках рынка информационных технологий. Бывают исключения, если у директора техническое образование или есть толковый айтишник, но в целом малый бизнес о таких вещах даже не задумывается. Другое дело — бесплатные облака, например базовая версия пакета Google Apps (об использовании данного приложения см. в N, № 965. — N). Здесь преимущества понятны и очевидны, поэтому информация может распространяться по сарафанному радио. А платные пакеты должны продвигать сами вендоры и их партнеры. Они этим и занимаются, делая упор на совместимость (облачных версий с установленными на рабочих компьютерах. — N) и безопасность. Но для малого бизнеса это не аргументы по сравнению с возможностью сэкономить. Что касается совместимости — это не такое уж большое неудобство, в крайнем случае информацию можно просто скопировать и вставить (из документа в облачном приложении в локальную версию офисного пакета. — N), а «ломать» документы небольшой компании некому и незачем.
Данное мнение относится в первую очередь к сравнению Google Docs и облачной версии самого популярного как в мире, так и в России офисного пакета MS Office — Office 365 (в Ростовской области основным партнером Microsoft в сфере продвижения этого продукта является «Билайн»). Стоит отметить, что у Google есть и платная комплектация облачного офисного пакета, обладающая расширенным функционалом и позволяющая интегрировать созданные в ней документы с остальными ресурсами компании.
— В перспективе Office 365, конечно, может представлять для нас интерес с точки зрения решения проблем с лицензированием и обновлением ПО, — рассуждает руководитель IT-службы одной из крупных ростовских компаний. — Но сейчас мы едва успели перевести пользователей на MS Office 2010 c 2007-го. Обошлось это недешево, да и вопросов было много, только-только все улеглось, все привыкли… Что нам, прямо сейчас заявлять: «Так, а теперь закрываем Office, открываем браузер и работаем в нем!»? И потом, не стоит забывать, что несколько сотен пользователей даже «толстый» интернет-канал могут забить. Лучше мы выждем некоторое время.
Интересно, что в кулуарных беседах некоторые представители IT-сообщества говорят, что с профессиональной точки зрения им не очень-то выгодно проникновение облаков (хотя в целом развитие этого направления они считают неизбежным). Объясняется это тем, что сама концепция облачных технологий подразумевает переход вычислений как таковых из технической сферы в экономическую. Благодаря их применению технические тонкости пользователя больше не затрагивают. Серверы могут быть виртуализированы и размещены на стороннем хостинге, потребность в закупке и установке нового, более мощного оборудования снижается, техническая поддержка в значительной степени или полностью перекладывается на вендора или его представителей. Это может вести к снижению роли IT-служб в деятельности компаний.
Спрос на серьезное компьютерное оборудование, программы и IT-специалистов, похоже, будет еще сильнее смещаться в сторону провайдеров, а также компаний среднего и крупного бизнеса.