Провайдеры столкнулись с насыщением рынка
Представители операторов связи считают, что рынок фиксированного широкополосного интернет-доступа (ШПД) насытился. Рост выручки универсальных провайдеров (располагающих как проводными, так и мобильными сетями) обеспечивает беспроводная передача данных, операторы фиксированных сетей основную ставку делают на развитие контент-услуг.
Согласно исследованию московской компании «ТМТ Консалтинг», презентованному в ходе круглого стола, темпы роста российской телекоммуникационной отрасли в нынешнем году замедляются: если в 2013-м консолидированная выручка участников рынка связи выросла на 5%, то в 2014-м — на 1,5%. Прогноз компании на нынешний год — 0,4%, на следующий — 0,3%.
— Предыдущие экономические кризисы, в частности тот, с которым мы столкнулись в 2008–2009 годах, не отражались на телекоммуникационной отрасли, — отметил директор ростовского филиала «МТС» Денис Лысов. — Однако сейчас мы видим замедление рынка.
Заместитель министра информационных технологий и связи Ростовской области Кирилл Дьячкин сообщил, что операторы связи из-за девальвации рубля скорректировали инвестиционные программы — в нынешнем году их суммарный объем оказался ниже, чем в 2013-м и 2014-м. Тем не менее, напомнил директор макрорегионального филиала «СПАРК» компании ТТК Данил Першин, области удалось заключить два крупных инвестиционных соглашения — с «Ростелекомом» и компанией «Т2 Мобайл» (оказывает услуги связи под ТМ «ТЕЛЕ2»). «Ростелеком» в 2015–2018 гг. вложит 1,6 млрд руб. в обеспечение ШПД жителей небольших населенных пунктов области. В общей сложности провайдер подключит к оптоволоконным сетям около 400 населенных пунктов с населением 250–500 человек. Соглашение с «Т2 Мобайл» предусматривает инвестиции в сумме 4,4 млрд руб. до 2019 года. Средства пойдут на развитие сетей мобильной связи третьего поколения (3G), всего оператор установит около 440 новых базовых станций, что позволит активнее предлагать услуги беспроводного ШПД.
Директор ростовского регионального отделения кавказского филиала ПАО «МегаФон» Алексей Барков и старший менеджер по маркетингу конвергентного продукта ПАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») Надежда Наянова указали на то, что в сегменте мобильной связи именно передача данных является основным драйвером роста. По прогнозам «ТМТ Консалтинга», темпы роста выручки, которую операторы получают от услуг, связанных с беспроводным интернет-доступом, останутся двузначными вплоть до 2019 года. В нынешнем году доход операторов от передачи данных вырастет на 25,9%, в следующем — на 16,7%. Это поможет провайдерам компенсировать потери от падения объемов голосовых услуг, которое в прошлом году превысило 10%, а в нынешнем может составить 5,5%.
Рынок фиксированного ШПД также близок к насыщению. По мнению г-на Першина, он достиг стадии зрелости.
— Сегодня проникновение ШПД в Ростове составляет 90%, в Таганроге — 85%, в Волгодонске — 75%, — отметил г-н Першин. — Привлечение новых клиентов может происходить за счет повышения качества услуг и уровня обслуживания.
Директор ростовского филиала «Ростелекома» Сергей Алхасов согласился с этой оценкой состояния рынка и отметил, что строительство оптоволоконных сетей (ВОЛС), которое ведет компания, сместилось в частный сектор, районы малоэтажной застройки и коттеджные поселки. Однако драйвером роста доходов операторов ШПД больше не является, считает г-н Алхасов.
— Зарабатывать на «трубе», то есть простом предоставлении пользователям каналов передачи данных, уже невозможно, — заявил он. — Поэтому мы стараемся развивать направление контент-сервисов. В b2c-сегменте это в первую очередь интернет-телевидение (IP TV), которое на данный момент охватывает половину наших ШПД-пользователей, а по темпам роста опережает развитие интернет-доступа — в некоторых случаях новые абоненты хотят IP TV без ШПД как такового, кроме того, мы запустили пакетное предложение, которое позволяет пользоваться нашим интернет-ТВ абонентам других операторов. Если говорить о b2b, то здесь ключевым направлением роста являются облачные сервисы.