Облака уплывают к связистам
Операторы связи становятся заметными игроками на рынке облачных приложений — компьютерных программ, расположенных на мощностях провайдеров и используемых клиентами на условиях аренды.
Развивать облачные сервисы крупным операторам связи помогает наличие обширных абонентских баз, а также тот факт, что программное обеспечение передается в аренду через интернет, обеспечение доступа к которому для провайдеров является одним из основных видов услуг. Преимуществом облачных сервисов для бизнеса является существенная экономия времени и средств при запуске, масштабировании и обслуживании информационной системы предприятия. В развитии облачной составляющей бизнеса операторы придерживаются различной стратегии. Некоторые из них стремятся охватить приложениями все направления бизнеса. В частности, у «Ростелекома» можно арендовать полный пакет офисных программ, включающий в себя внутренний корпоративный портал, обширный перечень облачных версий продуктов «1С», WMS-приложение «Мой склад», CRM-систему и виртуальный центр обработки данных (см. «Обзор облачных сервисов»). Пакет офисных приложений Office 365 (облачная версия MS Office, разработанная корпорацией Microsoft) является одним из основных продуктов, которые предлагают пользователям «МТС» и «ВымпелКом». Благодаря возможностям мобильных сетей операторов использовать его может не только персонал, работающий в офисах, но и сотрудники, проводящие много времени в разъездах. По словам директора по работе с бизнес-рынком «МТС» на юге России Андрея Тихомирова, для полноценного использования этих продуктов достаточно доступа к интернету на скорости 512 кбит/с.
— В прошлом году компания «МТС» ежеквартально увеличивала объем продаж облачных услуг на 50%, — сообщил господин Тихомиров. — На сегодняшний день 85% клиентов «МТС», использующие облачные сервисы Microsoft, — из сегмента среднего и малого бизнеса. Чаще всего спросом пользуются облачные конструкции сайтов, предложения по работе с нормативно-правовыми базами, сервисы, связанные с налогами и бухучетом. Интерес к подобным решениям вызван в первую очередь высокой эффективностью облачных продуктов, в том числе и экономической. Например, при подключении одних из наиболее востребованных облачных продуктов «1С: Предприятие» — «1С: Управление торговлей» и «1С: Бухгалтерия» — для 10 сотрудников компания сэкономит около 150 тысяч рублей первоначальных вложений и примерно два месяца, которые потребовались бы на конфигурирование системы. В целом пакет облачных услуг и мобильного интернета «МТС» может сократить до 20% расходов компаний на организацию рабочих мест.
— Небольшим организациям «Мобильная АТС» и Office 365 позволяют экономить, а крупным — оперативно обеспечивать телефонной связью новые подразделения и сотрудников и сделать затраты на обслуживание программного обеспечения более предсказуемыми благодаря гибкости лицензионной политики вендоров в отношении облачных решений, — отмечает директор по корпоративным продажам ростовского филиала «ВымпелКома» Александр Васильев.
— Облачная концепция подразумевает тарификацию, при которой заказчик оплачивает только использованный объем услуг и не несет затрат по приобретению дополнительного оборудования, — добавляет директор ростовского регионального отделения кавказского филиала «МегаФона» Алексей Барков. — Например, на этапе своего старта небольшая компания может значительно сэкономить благодаря аренде виртуального сервера — покупать собственное серверное оборудование не придется. По мере роста бизнеса арендуемые IТ-мощности можно также увеличивать. Экономить, арендуя виртуальный сервер, могут также организации, оказывающие «сезонные» услуги, например по формированию финансовой и бухгалтерской отчетности, тестированию программных продуктов и т. п.
Сдерживают распространение облаков в основном опасения потенциальных пользователей за безопасность своей коммерческой информации, однако постепенно этот страх становится все менее распространенным, говорит Александр Васильев. Андрей Тихомиров также отмечает, что бизнес все чаще относится к облачным продуктам с полным доверием.
— Опасения бизнеса за безопасность своей коммерческой информации в сети несколько преувеличены, — уверена директор по корпоративному сектору оператора «Дом.ru Бизнес» в Ростове Инна Пак. — Конечно, компании обеспокоены вопросом безопасности коммерческой тайны, но в нашей практике еще не было прецедентов, когда предприятие отказалось использовать облачную АТС, опасаясь того, что его информация будет похищена с наших серверов.
В свете этой тенденции рост популярности услуг по аренде программного обеспечения сдерживается исключительно пропускной способностью каналов связи, которыми располагает пользователь. Именно по этой причине оператор «Дом.ru Бизнес» предоставляет свою облачную АТС исключительно пользователям своей же сети передачи данных, говорит госпожа Пак.