Облачное ПО и отечественный софт сдержали рост цен
Основная тенденция на рынке программного обеспечения для бизнеса — постепенный рост интереса к облачным версиям популярных приложений. Цены на софт выросли в течение года меньше, чем ожидали участники рынка в связи с девальвацией рубля. Причина — отечественное происхождение значительной части приложений. Кроме того, большая часть вендоров ПО еще раньше перешла на расчеты в рублях.
Список программных продуктов, приобретаемых небольшими компаниями, в последние годы остается практически неизменным, констатируют эксперты. По словам руководителя проекта TheCloud.Ru компании «ЮБиТек» Галины Зикунковой, в него входят офисный пакет (наиболее известное решение этого класса — MS Office), корпоративная электронная почта, приложения для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы), учетные системы «1С» — от «Бухгалтерии» до ERP. Востребованы также платформы для сайтов и корпоративных порталов (широкое распространение получили продукты «Битрикс»), антивирусные приложения (чаще всего — Kaspersky, Eset или Dr.Web).
— В остальном потребности клиента определяются спецификой его деятельности, — отмечает г-жа Зикункова. — К специализированному ПО относятся графические дизайнерские пакеты, ПО для обработки видео, для создания интернет-магазинов и т. п.
Как правило, малый и средний бизнес покупает решения для антивирусной защиты, офисные приложения, операционные системы и продукты «1С», соглашается с коллегой директор «IT-центра Рыбасова» Евгений Рыбасов.
Что касается цен на программное обеспечение, то оно в течение нынешнего года подорожало. Галина Зикункова отметила, что корректировка потребовалась примерно половине коммерческих предложений, разработанных «ЮБиТеком» для участия в тендерах государственных структур. При этом величину подорожания приложений иностранного производства из-за роста курса доллара г-жа Зикункова назвала значительной. Тем не менее в целом по рынку цены в нынешнем году поднялись всего на 10%, говорит Евгений Рыбасов.
Обзор цен на наиболее популярное программное обеспечение (таблица, PDF)
— Это нормальный рост для программного обеспечения, — поясняет он. — Большинство производителей программного обеспечения давно перешли на рублевые расчеты, так что динамика роста цен с девальвацией часто не имеет прямой связи. Например, цены на продукты «1С: Предприятие» повышались в конце прошлого года и со II полугодия текущего года. Но это повышение было запланировано заранее и прямой связи с девальвацией рубля не имело.
Еще один фактор, сдерживающий рост цен на ПО в условиях девальвации, — постепенное повышение доли отечественных программных продуктов. Галина Зикункова отмечает, в частности, активное продвижение российской операционной системы Astra Linux и разработку приложений «1С» для работы под управлением операционных систем класса Linux, адаптация к которым позволит им получить более широкое распространение, особенно в условиях роста интереса со стороны малого и среднего бизнеса к свободному ПО, в том числе к UNIX-системам.
— Операционную систему Windows заменяют различные версии Linux, есть бесплатные почтовые приложения, MS Office заменяет тот же OpenOffice или LibreOffice, — говорит г-жа Зикункова. — Для сокращения расходов наличие свободного ПО — хороший инструмент.
Евгений Рыбасов, говоря о средствах оптимизации затрат на IT, отдает предпочтение облакам (аренда ПО).
— В нашей практике есть пример начинающего предпринимателя, для которого были несоизмеримы расходы на построение собственной бесперебойно работающей информационной инфраструктуры и на аренду облачного программного обеспечения, — говорит эксперт. — Есть другой пример: заказчику с широкой географией деятельности и постоянными разъездами требовался стабильный доступ к финансовой информации. Он отдал предпочтение облачному сервису с поддержкой 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В обоих примерах клиенты использовали сервис 1С Fresh. По опыту своей компании я могу сказать, что наиболее перспективным считаю пакет Office 365 (облачная версия MS Office. — N). Это продукт с широким функционалом, тесной связью с облаком, что дает возможность иметь доступ к своим документам в любом удобном месте. Схема приобретения этого решения достаточно гибка и позволяет эффективно управлять затратами и пользоваться только необходимыми сервисами. Мы используем его уже больше двух лет.
— Скорее всего, будет расти спрос на облачную телефонию, это связано не только с оптимизацией расходов на телефонию, но и с возможностью удаленной работы сотрудников, которую предоставляют такие решения, — прогнозирует Галина Зикункова. — В связи с нестабильной ситуацией в экономике предприятия пересматривают свои расходы на связь, на аренду офиса. Если есть возможность организовать для сотрудников единую рабочую среду, а клиентам предоставить оперативную связь с компанией, но при этом существенно сократить свои расходы, то почему бы не воспользоваться такой возможностью? Популярностью будут пользоваться и приложения, которые предоставляют возможность работать мобильно.