«Мы стали IT-компанией, развивающей цифровые сервисы»
Ребрендинг, состоявшийся в «Ростелекоме» минувшей осенью, в качестве одной из целей имел перепозиционирование компании из оператора связи в поставщика комплексных IT-решений различного назначения. По словам директора ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Сергея Алхасова, цифровые сервисы компании уже получили обширное распространение в инфраструктурных проектах на территории Ростовской области, в социальной сфере и в бизнесе. В ряде случаев «Ростелеком» становится провайдером инновационных технологий, распространение которых в России только начинается.
— В запуске каких новых цифровых сервисов для бизнеса наиболее ярко проявляется новое позиционирование «Ростелекома»?
— Конечно, у нас есть инновационные предложения, и их достаточно много. Можно отметить, в частности, биометрические решения. Первый крупный проект такого рода мы запустили именно в Ростовской области, совместно с банком «Центр-инвест», который в числе 10 других банков использует биометрию для идентификации клиентов. В перспективе биометрические приложения будут использоваться во всех сферах — вплоть до умных домофонов. Государство тоже ставит задачу создания единой биометрической системы идентификации граждан.
Однако нужно учесть, что процесс превращения «Ростелекома» из оператора связи в IT-компанию идет уже несколько лет. За это время у нас появилось много услуг, в рамках которых мы не просто занимаемся передачей данных, а являемся полноценным IT-интегратором. Разумеется, базой для их запуска и предоставления клиентам является наша инфраструктура, которая создавалась десятилетиями.
Среди конкретных продуктов такого рода я бы назвал различного рода облачные сервисы. С одной стороны, с учетом темпов развития технологий может показаться, что облака — не самый новый сегмент IT-рынка. Мы уже несколько лет предлагаем клиентам услуги дата-центров «Ростелекома», в которых пользователь может арендовать вычислительные мощности и программное обеспечение. Но, во-первых, их актуальность из года в год только растет, поскольку модель SaaS (Soft as a Service — программное обеспечение как услуга) позволяет снизить капитальные затраты на развитие информационных систем заказчика. А во-вторых, с развитием технологий эти продукты тоже развиваются.
Если «Ростелеком» внедряет новые решения в сфере анализа больших данных, то это дает возможности для развития видеоаналитики в сервисе «Облачное видеонаблюдение», сбора и анализа статистики в «Виртуальной АТС» и т. д. В результате все эти услуги наращивают свой функционал и как результат этого — эффективность. Если раньше ключевой задачей видеонаблюдения было обеспечение безопасности, то теперь мы внедряем в том числе решения, направленные на контроль производственных процессов. А «Виртуальная АТС» уже обладает возможностями полноценного кол-центра и является мощным инструментом управления взаимоотношениями с клиентами.
— «Ростелеком» традиционно является главным исполнителем в инфраструктурных проектах. Какие инновации вы бы отметили в этой сфере?
— Говоря о конкретных проектах, нужно отметить развитие IT-инфраструктуры, связанное с проведением в Ростовской области чемпионата мира по футболу. Это строительство волоконно-оптических линий связи до аэропорта Платов и стадиона «Ростов Арена», а также создание в регионе пяти сегментов системы «Безопасный город», в основе которой лежит видеонаблюдение. Для нас важно, что в данном случае «Ростелеком» внедрил интеграционную платформу, к которой были подключены не только новые, но и действовавшие ранее системы, например система контроля лесных пожаров или видеонаблюдения в зонах, где высоки риски подтопления. В перспективе система «Безопасный город» будет развиваться и должна охватить всю территорию региона. Она, в свою очередь, станет основой для создания «Умных городов». Здесь речь пойдет уже не только об обеспечении безопасности, но и о контроле транспортных потоков и управлении ими, снятии показаний с приборов учета в системе ЖКХ, контроле состояния коммунальной инфраструктуры и т. д.
— Как развивались в Ростовской области проекты цифровизации в социальной сфере?
— «Ростелеком» активно участвует в построении в России цифровой медицины, в частности в таких федеральных программах, как подключение медицинских учреждений к современным сетям связи. По итогам прошлого года в Ростовской области мы провели волоконно-оптические лини связи (ВОЛС) с почти неограниченными возможностями к 108 зданиям/корпусам больниц и поликлиник, а с июня нынешнего года — еще к 227. Для этого нам потребовалось всего за пять месяцев построить почти 2 тыс. км ВОЛС. Стоит отметить, что значительной части донских медучреждений «Ростелеком» предоставил широкополосный интернет-доступ еще до запуска соответствующей программы Минздрава. Также «Ростелеком» обеспечивает функционирование регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Сейчас в Ростовской области в ней работают 118 медучреждений. Это система с обширными возможностями для врачей и пациентов. Запись на прием и другие подобные услуги — лишь малая ее часть. Система содержит информацию о каждом медицинском запросе пациента: приемах у врачей, результатах анализов и обследований и т. д. Вся эта информация используется не только врачами, но и Фондом обязательного медицинского страхования как основание для оплаты лечебным учреждениям оказанных пациентам услуг. За время работы регионального сегмента ЕГИСЗ из него в федеральную базу медицинской информации поступило около 5,5 млн файлов.
Если говорить о перспективах цифровизации здравоохранения, то они лежат в сфере телемедицины. В России дефицит квалифицированных врачей, в отдаленных районах и сельской местности это ощущается особенно остро. Дистанционные консультации специалистов станут эффективным средством решения этой проблемы. Конечно, для этого потребуется и дальнейшее развитие инфраструктуры. Пока программы подключения медицинских учреждений не включают в себя, например, фельдшерско-акушерские пункты, которые являются основой здравоохранения на селе. В будущем, вероятно, понадобится и их подключать к ВОЛС.
— Каковы итоги реализации программы устранения цифрового неравенства (УЦН) в нынешнем году в Ростовской области?
— В этом году мы построили на Дону точки доступа в 52 населенных пунктах и около 900 км ВОЛС. Таким образом, в целом из 394 населенных пунктов, которые были изначально включены в федеральную программу УЦН в Ростовской области, уже подключены 250. Помимо населенных пунктов, вошедших в программу, то есть имеющих численность населения от 250 до 500 человек, мы активно подключаем поселения «попутно». Хочу отметить, что в такого рода проектах нам очень большую поддержку оказывают местные администрации и Министерство информационных технологий и связи в лице его главы Германа Анатольевича Лопаткина. Периодически возникают вопросы по согласованию трасс прокладки с собственниками земельных участков.
Кроме того, у «Ростелекома» есть большая собственная инвестиционная программа. Мы уже подключили к своим ВОЛС на территории области практически все многоквартирные дома, стараемся подключать 100% новостроек. Сейчас в плане дальнейшего развития сетей одним из главных драйверов станет подключение абонентов в частном секторе по технологии GPON. В нынешнем году в этом сегменте мы обеспечили возможностью подключения 27 тыс. домовладений. Причем речь идет не только о крупных городах и коттеджных поселках вокруг них, но и о небольших населенных пунктах. Здесь тоже необходимо отметить роль местных властей. Благодаря тому что они выявляют у себя на местах реальный уровень спроса, мы понимаем, куда в первую очередь стоит направлять инвестиции.
— С развитием цифровых сервисов в информационных системах будет храниться все больше важных данных. Насколько остро стоит вопрос их защиты?
— Это один из важнейших вопросов современных IT. Количество кибератак растет, их целями далеко не всегда являются крупные организации и банки. Как сообщил недавно в своем интервью президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, в России до 20% смартфонов заражены вредоносными программами, которые пытаются добраться до паролей от различных сервисов или до банковских приложений. В нынешнем году «Ростелеком» закрыл сделку по покупке компании Solar Security — одного из крупнейших отечественных провайдеров услуг в сфере защиты информации. Благодаря этому мы сейчас располагаем мощнейшим в России центром мониторинга киберугроз и реагирования на них. Поэтому в информационных системах «Ростелекома» данные пользователей находятся в максимальной безопасности.