г. Ростов-на-Дону
04 декабря 2025 17:41:20
77.96
90.59

IoT в дома и квартиры: цифра идет в ЖКХ

Интернет вещей (IoT) — один из наиболее динамично растущих сегментов рынка информационных технологий. По оценке исследовательской компании J’son & Partners Consulting, в 2021 году количество умных устройств в России выросло на 16% и достигло почти 30 млн. К 2025 году этот показатель удвоится, прогнозируют аналитики агентства.

Исследования участников рынка позволяют выделить отрасли экономики, в которых потребление IoT-решений будет расти самыми высокими темпами. МТС называет в их числе промышленность и ЖКХ, где использование умных устройств увеличится к 2023 году на 19% и 39% соответственно.

— ЖКХ из консервативной отрасли превращается в одну из самых перспективных с точки зрения развития интернета вещей, — говорит директор МТС в Ростовской области Игорь Марьясов. — У этого немало причин. Например, применение автоматизированной информационной системы для поиска поврежденных участков теплосети или водопровода позволяет более эффективно выявлять место неисправности. Нередко аварию удается не просто устранить, а предотвратить, удаленно перекрыв вентили. Также IoT-решения помогают оптимизировать движение коммунальной техники, контролировать текущее состояние инфраструктуры — инженерного оборудования, лифтов и др.

Один из наиболее распространенных примеров использования интернета вещей в ЖКХ — установка умных приборов учета энергоносителей. МТС и ростовская ГК «Турбулентность-Дон» запустили в конце прошлого года производство газовых счетчиков, оснащенных SIM-чипами для подключения к сетям NB-IoT. Этот стандарт предназначен для развития интернета вещей — он отличается высокой энергоэффективностью и улучшенной проникающей способностью сигнала. МТС стала первым российским мобильным оператором, который запустил сеть NB-IoT в промышленную эксплуатацию.

— Умные счетчики собирают и обрабатывают данные в автоматическом режиме и могут синхронизироваться с биллингом управляющей компании, — говорит председатель группы «Турбулентность-Дон» Игорь Амураль. — Это позволяет избежать ошибок при расчетах и сокращает время на выставление счетов с нескольких дней до нескольких минут.

Также умные счетчики помогают бороться с мошенничеством, отмечает эксперт. Зачастую разницу между суммарными показаниями индивидуальных и общедомовых приборов учета приходится компенсировать жильцам, которые добросовестно оплачивают свои счета. IoT-решения позволяют собирать данные всех счетчиков одновременно и таким образом исключать возникновение подобных ситуаций.

В числе наиболее острых проблем ЖКХ в настоящее время — несанкционированные мусорные свалки. МТС совместно с Российским экологическим обществом запустила федеральную программу цифровизации работы с отходами. Компания разработала ERP-платформу, которая отслеживает наполненность контейнеров и составляет график их вывоза, рассчитывая при этом оптимальный маршрут движения машин. Для контроля используются датчики ГЛОНАСС и мобильное приложение — через него водители отправляют фотоотчеты о выполненной работе или причинах, которые не позволили вывезти мусор. Также мусоровозы можно оснастить видеокамерами с обзором на 360 градусов.

Стоит отметить, что в Ростовской области уже внедрена новая система обращения с ТКО, которая предусматривает, что региональные операторы должны выявлять несанкционированные свалки и требовать от владельцев земли их устранения. Решение МТС позволяет автоматизировать выполнение этой задачи.

— Комплекс помогает не допустить появления несанкционированных свалок — любое отклонение отражается в системе, — объясняет Игорь Марьясов. — Кроме того, его использование улучшает экологическую обстановку: благодаря оптимально выстроенным маршрутам снижается расход топлива, уменьшается количество вредных выбросов. В перспективе система позволит прогнозировать загруженность полигонов и мусороперерабатывающих предприятий.

По словам представителя МТС, развернуть необходимое для цифровизации обращения с ТКО программное обеспечение на существующей в регионе инфраструктуре можно в течение нескольких недель.

Интернет вещей оказался очень востребованным инструментом обеспечения безопасности. IoT-решения позволяют защититься от самых разнообразных угроз, например вовремя выявить утечку газа, подтопления, возгорания и несанкционированные проникновения на охраняемую территорию или в помещения. В 2021 году МТС запустила в Ростове пилотный проект по установке умных домофонов с функцией распознавания лиц. В феврале прошлого года умные домофоны МТС были установлены в ЖК «Максим Горький».

Система опознает жильцов по загруженным в нее фотографиям открывает им двери, а также фиксирует визиты посторонних. Управляется решение через мобильное приложение, которое позволяет принимать видеовызовы с домофона на смартфон, регулировать настройки доступа и вести журнал посетителей.

— Сервис позволяет удаленно управлять доступом в жилых домах и на придомовой территории, что помогает повысить уровень безопасности жильцов и их имущества, — говорит Игорь Марьясов. — Также стоит отметить, что мы работаем с домофонными компаниями по партнерской модели без доступа к их клиентской базе — мы предоставляем цифровое решение.

Просмотров: 6357

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Телеком
IoT в дома и квартиры: цифра идет в ЖКХ
Специалисты по хранению данных и облачным решениям от компании МТС организуют онлайн-дискуссию о безопасности корпоративной информации.
Телеком
IoT в дома и квартиры: цифра идет в ЖКХ
В ближайшие годы существенно изменятся инфраструктура и предпринимательская деятельность во многих регионах России. Причина — внедрение нейросетевых технологий, или искусственного интеллекта (ИИ), в системы энергетики, связи, транспорта и др. Некоторые направления новой экономики обозначила Инесса Галактионова — генеральный директор телекоммуникационной, цифровой и медиакомпании «МТС».
Телеком
IoT в дома и квартиры: цифра идет в ЖКХ
«Ростелеком» при поддержке Ассоциации цифрового развития Краснодарского края провел форум «Техносмена-2025», посвященный цифровым инновациям в гостиничном и ресторанном бизнесе. Событие объединило 42 спикера регионального и федерального масштаба и более 200 участников из Краснодара, Санкт-Петербурга, Москвы, Волгограда, Ростова-на-Дону и Владикавказа. Местом встречи предпринимателей, экспертов, топ-менеджеров и представителей власти стала деловая площадка для конференций Всероссийского детского центра «Орленок».
Телеком
IoT в дома и квартиры: цифра идет в ЖКХ
«Ростелеком» проанализировал обращения клиентов компании по технической поддержке — 60% из них успешно обрабатывается чат-ботом без переключения на оператора.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.