г. Ростов-на-Дону
11 октября 2025 22:02:15
81.19
94.05

IoT в дома и квартиры: цифра идет в ЖКХ

Интернет вещей (IoT) — один из наиболее динамично растущих сегментов рынка информационных технологий. По оценке исследовательской компании J’son & Partners Consulting, в 2021 году количество умных устройств в России выросло на 16% и достигло почти 30 млн. К 2025 году этот показатель удвоится, прогнозируют аналитики агентства.

Исследования участников рынка позволяют выделить отрасли экономики, в которых потребление IoT-решений будет расти самыми высокими темпами. МТС называет в их числе промышленность и ЖКХ, где использование умных устройств увеличится к 2023 году на 19% и 39% соответственно.

— ЖКХ из консервативной отрасли превращается в одну из самых перспективных с точки зрения развития интернета вещей, — говорит директор МТС в Ростовской области Игорь Марьясов. — У этого немало причин. Например, применение автоматизированной информационной системы для поиска поврежденных участков теплосети или водопровода позволяет более эффективно выявлять место неисправности. Нередко аварию удается не просто устранить, а предотвратить, удаленно перекрыв вентили. Также IoT-решения помогают оптимизировать движение коммунальной техники, контролировать текущее состояние инфраструктуры — инженерного оборудования, лифтов и др.

Один из наиболее распространенных примеров использования интернета вещей в ЖКХ — установка умных приборов учета энергоносителей. МТС и ростовская ГК «Турбулентность-Дон» запустили в конце прошлого года производство газовых счетчиков, оснащенных SIM-чипами для подключения к сетям NB-IoT. Этот стандарт предназначен для развития интернета вещей — он отличается высокой энергоэффективностью и улучшенной проникающей способностью сигнала. МТС стала первым российским мобильным оператором, который запустил сеть NB-IoT в промышленную эксплуатацию.

— Умные счетчики собирают и обрабатывают данные в автоматическом режиме и могут синхронизироваться с биллингом управляющей компании, — говорит председатель группы «Турбулентность-Дон» Игорь Амураль. — Это позволяет избежать ошибок при расчетах и сокращает время на выставление счетов с нескольких дней до нескольких минут.

Также умные счетчики помогают бороться с мошенничеством, отмечает эксперт. Зачастую разницу между суммарными показаниями индивидуальных и общедомовых приборов учета приходится компенсировать жильцам, которые добросовестно оплачивают свои счета. IoT-решения позволяют собирать данные всех счетчиков одновременно и таким образом исключать возникновение подобных ситуаций.

В числе наиболее острых проблем ЖКХ в настоящее время — несанкционированные мусорные свалки. МТС совместно с Российским экологическим обществом запустила федеральную программу цифровизации работы с отходами. Компания разработала ERP-платформу, которая отслеживает наполненность контейнеров и составляет график их вывоза, рассчитывая при этом оптимальный маршрут движения машин. Для контроля используются датчики ГЛОНАСС и мобильное приложение — через него водители отправляют фотоотчеты о выполненной работе или причинах, которые не позволили вывезти мусор. Также мусоровозы можно оснастить видеокамерами с обзором на 360 градусов.

Стоит отметить, что в Ростовской области уже внедрена новая система обращения с ТКО, которая предусматривает, что региональные операторы должны выявлять несанкционированные свалки и требовать от владельцев земли их устранения. Решение МТС позволяет автоматизировать выполнение этой задачи.

— Комплекс помогает не допустить появления несанкционированных свалок — любое отклонение отражается в системе, — объясняет Игорь Марьясов. — Кроме того, его использование улучшает экологическую обстановку: благодаря оптимально выстроенным маршрутам снижается расход топлива, уменьшается количество вредных выбросов. В перспективе система позволит прогнозировать загруженность полигонов и мусороперерабатывающих предприятий.

По словам представителя МТС, развернуть необходимое для цифровизации обращения с ТКО программное обеспечение на существующей в регионе инфраструктуре можно в течение нескольких недель.

Интернет вещей оказался очень востребованным инструментом обеспечения безопасности. IoT-решения позволяют защититься от самых разнообразных угроз, например вовремя выявить утечку газа, подтопления, возгорания и несанкционированные проникновения на охраняемую территорию или в помещения. В 2021 году МТС запустила в Ростове пилотный проект по установке умных домофонов с функцией распознавания лиц. В феврале прошлого года умные домофоны МТС были установлены в ЖК «Максим Горький».

Система опознает жильцов по загруженным в нее фотографиям открывает им двери, а также фиксирует визиты посторонних. Управляется решение через мобильное приложение, которое позволяет принимать видеовызовы с домофона на смартфон, регулировать настройки доступа и вести журнал посетителей.

— Сервис позволяет удаленно управлять доступом в жилых домах и на придомовой территории, что помогает повысить уровень безопасности жильцов и их имущества, — говорит Игорь Марьясов. — Также стоит отметить, что мы работаем с домофонными компаниями по партнерской модели без доступа к их клиентской базе — мы предоставляем цифровое решение.

Просмотров: 6304

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Телеком
IoT в дома и квартиры: цифра идет в ЖКХ
В регионе стартовала программа «ИТ-Лаборатория», направленная на интеграцию современных информационно-коммуникационных технологий в малый и средний бизнес.
Телеком
IoT в дома и квартиры: цифра идет в ЖКХ
«Ростелеком» установил систему видеонаблюдения с аналитикой на основе технологий машинного зрения и нейронных сетей на площадке для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) на улице Листопадова в Ростове-на-Дону.
Телеком
IoT в дома и квартиры: цифра идет в ЖКХ
В сентябре в Ростовскую область на XVI Всероссийский молодежный образовательный форум «Ростов» съехались 420 участников из 72 регионов России. Цифровым партнером мероприятия выступил национальный провайдер «Ростелеком».
Телеком
IoT в дома и квартиры: цифра идет в ЖКХ
В 2024 году «Ростелеком» открыл шесть проектных офисов отраслевых решений в разных регионах России. Задача этих подразделений — реализация комплексных проектов по автоматизации и цифровизации предприятий и организаций. По словам директора Южного проектного офиса Александра Токаря, создание проектных офисов стало логичным шагом реализации клиентской политики «Ростелекома», ориентированной на создание экономики доверия. Близость офисов к клиентам позволяет выстраивать с ними партнерские отношения и понимание бизнес-процессов заказчиков, чтобы предлагать им оптимальные решения.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.