Игорь Марьясов: «Сеть МТС готова к полномасштабному внедрению интернета вещей»
Современный телеком давно вышел за пределы стандартного набора голосовых услуг, мобильного интернета и телевидения. Сегодня бизнес-клиенты ждут от операторов связи не просто сервисы, а возможность повысить собственную эффективность и сократить капитальные затраты. О том, что происходит на телеком-рынке сейчас и в каком направлении он пойдет в ближайшие годы, мы поговорили с директором компании МТС в Ростовской области Игорем Марьясовым.
— Игорь, в какой момент корпоративные клиенты перестали просто платить вам за ваши услуги, а стали просить повысить их эффективность, в том числе финансовую?
— В каком-то смысле так было всегда. Просто на заре развития сотовой связи компании пытались сэкономить за счет оперативности и возможности контроля своих сотрудников, которые давала мобильная связь. А вот после запуска сетей 3G и началом эры мобильного интернета мы придумали много способов экономить деньги наших клиентов — от отказа от бумажного документооборота до использования наших SIM-карт в дронах и использования искусственного интеллекта вместо живых сотрудников.
— Мы часто слышим о таких разработках, но насколько бизнес реально готов к внедрению таких решений?
— Бизнес постепенно привыкает к мысли, что он готов к инновациям, особенно если получает реальные кейсы экономии с помощью наших услуг. Вот буквально недавно в облако МТС перенес всю свою IТ-инфраструктуру российский офис «Бритиш Американ Тобакко». В результате крупнейшая международная компания получила 45 виртуальных серверов вместо 98 физических, а сроки запуска новых проектов у них сократились с нескольких месяцев до двух недель. Если пересчитать только этот показатель на реальные деньги — с учетом экономии материальных затрат, времени и рабочей силы — и масштабировать на уровень компании, получится колоссальная экономия.
— Насколько я понимаю, пока что это только отдельные проекты. Вы как оператор готовы к массовому внедрению этих технологий?
— Мы реально оцениваем свои силы еще до того, как предлагать абонентам те или иные услуги. Вся наша предыдущая работа была подготовкой к запуску таких высокотехнологичных сервисов. Если взять самую высокозатратную часть нашей работы как оператора связи — я имею в виду строительство сети — то вся она направлена на удовлетворение растущего спроса наших клиентов на подобные решения. Конечно, в первую очередь это строительство сетей LTE, оптоволоконных линий связи и так далее. К примеру, МТС первым запустил сети четвертого поколения в Ростовской области и до сих пор остается лидером по количеству населенных пунктов в Ростовской области, где представлены эти услуги — у нас их уже 516. Только в этом году количество базовых станций 4G увеличилось больше чем на 20 процентов. Сейчас их количество у МТС в Ростовской области измеряется четырехзначным числом, и это полноценная заявка на лидерство. Кроме того, реализованы несколько крупных проектов строительства транспортной сети, которые существенно повысили для наших клиентов возможности в плане работы с разнородной информацией (голос, видео, электронная почта, файлы) на едином пользовательском терминале. Это особенно важно для корпоративных пользователей.
— Мы сейчас говорим о полном покрытии территории Дона связью LTE? Потому что для многих компаний, например транспортных, да и для простых абонентов важно покрытие и вне пределов жилой территории, к примеру на трассах.
— Конечно, когда мы говорим о сетях LTE, мы в первую очередь говорим о населенной территории Ростовской области. Все-таки технология достаточно дорогая для того, чтобы покрывать ею степи, в то время как жители небольших населенных пунктов до сих пор не имеют доступа ни к какому высокоскоростному интернету — ни к мобильному, ни к фиксированному. Сейчас в больших городах можно условно говорить о 100-процентном LTE-покрытии. Но нужно понимать, что базовые станции 4G обладают небольшой мощностью и устанавливаются сравнительно невысоко, поэтому полноценно прогнозировать распространение радиоволн от них в городских «каменных джунглях» достаточно сложно: какие-то «дыры» пока есть, мы их постепенно закрываем. В населенных же пунктах свыше 50 тысяч жителей охват жилой территории у нас составляет в среднем 80 процентов. И это очень хороший показатель. На будущий год мы поставили себе цель обеспечить 4G-покрытие федеральной трассы М-4 «Дон». Сейчас мы ее практически полностью покрываем сигналом сети третьего поколения, но к чемпионату мира по футболу хотим добавить и LTE.
— Кстати, о чемпионате — регион последний год лихорадит от предвкушения. Нам ждать каких-то выдающихся инициатив от операторов связи?
— Абсолютно все операторы работают над качеством связи — все-таки это событие мирового уровня. Я отталкиваюсь от того, что бесперебойная работа сети в этот период и высокое качество услуг — это базовые требования к операторам, которые можно даже не обсуждать. Буквально несколько недель назад заработал новый аэропорт Платов — у нас там прекрасная связь, убедиться в этом могут все ростовчане и гости столицы, которые прибывают к нам воздушным видом транспорта. Мы полностью обеспечили внутреннее покрытие всех помещений — никто из наших абонентов не столкнется с плохим сигналом внутри здания, — обеспечили устойчивой связью 2G/3G/4G все прилегающие территории и подъездные пути. А уж на «Ростов-Арене» мы и вовсе являемся якорным застройщиком, то есть строим всю телеком-инфраструктуру для всех операторов сотовой связи. Такого интересного решения для indoor-покрытия мы еще в Ростове не использовали. Инвестиции только в этот проект составили почти 60 миллиардов рублей. Плюс дополнительно мы планируем развернуть там первую на Дону тестовую зону 5G. Я надеюсь, болельщики оценят наш труд во время чемпионата.
— Не могу не отметить, что об indoor-проектах от МТС мы слышим чаще, чем от других операторов. Нам ждать новостей в этой области?
— Да, мы очень активно работаем в этом направлении. Низкий уровень сигнала в торговых и офисных центрах, к примеру, распространенная проблема, на которую жалуются многие пользователи мобильных сетей. Это явление имеет вполне объективные причины — массивные железобетонные конструкции являются естественными преградами на пути прохождения радиосигнала, поэтому в таких зданиях требуется дополнительная установка оборудования для качественного сигнала именно внутри помещений — это могут быть фемтосоты, антенны, другие технологии, но они помогают добиться устойчивого покрытия даже в самых тяжелых случаях. МТС, кстати, уже реализовал такие проекты в десяти ростовских торговых центрах. Полностью покрыт сетями четвертого поколения «Горизонт», ведем переговоры с «Золотым Вавилоном», хотим зайти в «РИО» и «МЕГУ», активно работаем с «МЕГАМАГОМ». Ежегодно проводим такие работы для корпоративных клиентов — склады, офисы, подвальные помещения также попадают под эту категорию.
— Тогда следующий вопрос: а что нас ждет в следующем году? Чем займутся операторы после ЧМ-2018 и куда вообще будет двигаться телеком-рынок?
— Я думаю, ответ предсказуем — он логически вытекает из всего, о чем я говорил ранее. Телеком пойдет в высокоинтеллектуальные технологии, в интернет вещей, в те же облака, продвинутые IT-решения и искусственный интеллект. Уже сейчас стремительно «умнеют» как сами технологии, так и целые направления производства, сектора экономики и даже города. Наши решения позволяют сделать почти любую работу дешевле и эффективнее. МТС уже давно не предлагает отдельные сервисы, мы создаем целые системы услуг, решающие задачи клиента в комплексе. Ну, вот, к примеру, Дон — традиционно регион с высокоразвитым сельским хозяйством. А у нас есть для наших клиентов из аграрного сектора интересное предложение — «Умное земледелие». Это как раз интеграционное решение, которое объединяет сразу несколько услуг. Так, дроны, которые следят за состоянием сельхозугодий, управляются и передают информацию с помощью наших SIM-карт. За работой тракторов, комбайнов, поливочных машин и другой техники следят с помощью установленных блоков GPS-ГЛОНАСС. А программное обеспечение МТС собирает всю информацию, полученную от дронов, спутников и из чек-листов, заполняемых агрономами во время объездов, в единую базу данных, накладывает полученный результат на спутниковые карты сервисов Google и «Яндекса». И в итоге топ-менеджмент получает детальную картину работы предприятия. Это прекрасный инструмент для управления земледелием.
— А еще Дон — это промышленный регион с высоким процентом городского населения…
— И это тоже верно. В сфере развития «умных технологий» в промышленности и управлении городской инфраструктуры телеком-сервисы стали развиваться еще раньше. И если раньше основная часть развития сферы интернета вещей приходилась на мониторинг транспорта и использование SIM-карт в банкоматах, то сейчас активно растет спрос на видеонаблюдение, охранные системы, удаленные измерения в сфере ЖКХ, а также на интеллектуальные системы управления городским хозяйством (управление светофорами и уличным освещением, комплексные системы безопасности). Конечно, пока что эти услуги остаются достаточно дорогими — сдерживающим фактором выступает даже стоимость оборудования — датчиков, устройств и т. д. Но и тут ситуация быстро меняется. Например, цена модуля LTE-M в США за последний год снизилась вдвое. А удешевление оборудования кратно ускоряет темпы роста рынка. И хотя мы пока что находимся в самом начале этого пути, у нас прекрасные перспективы для роста и развития в этом направлении. Потому что, оценивая уровень развития телеком-инфраструктуры на Дону, да и во всей стране, сеть МТС уже способна выдержать миллиарды датчиков в мегаполисах, на основных магистралях и почти на всей населенной территории страны. На примере МТС можно сказать, что с точки зрения частот, оборудования и архитектуры сетей Россия готова к масштабному внедрению интернета вещей.