Бизнес хочет эффективнее контролировать процессы и общаться с клиентами
Представители операторов связи отмечают, что все большей популярностью пользуются услуги, ориентированные на контроль бизнес-процессов, например движения автотранспорта и местоположения сотрудников, находящихся вне офиса.
По словам участников рынка, спад в экономике не привел к значительным изменениям в структуре потребления бизнесом услуг связи.
— Телеком в сравнении с другими отраслями менее чувствителен к кризисным явлениям в экономике, — считает директор ростовского отделения кавказского филиала ПАО «МегаФон» Алексей Барков. — Бизнес-сегмент всегда был и будет ориентирован на оптимизацию своих затрат, что подтверждает частичное смещение рынка в сторону дополнительных услуг, которые позволяют абонентам снижать расходы на связь.
Директор по работе с бизнес-рынком «МТС» на юге России Андрей Тихомиров подтвердил, что абоненты заинтересованы в экономии на телекоммуникационных сервисах. Базовые тарифные планы, ориентированные на бизнес, оператор не менял, однако разработал предложение для малых и средних компаний, которое позволяет за абонентскую плату в сумме 190 рублей в месяц получить безлимитные звонки внутри сети, пакет из 200 минут вызовов на другие номера, 100 SMS на номера внутри «домашнего» региона и 1 Гб интернет-трафика.
— В наибольшей степени кризис затронул, по нашим оценкам, банковский сектор и торговлю: некоторые банки сокращают количество офисов в регионе, приостанавливают работу небольшие торговые предприятия, однако компании постепенно приспосабливаются к новой экономической реальности, — говорит директор макрорегионального филиала «Кавказ» компании ТТК Виталий Орлов. — Что касается остальных секторов экономики, то существенного снижения объема потребления услуг связи не происходит, скорее напротив, сервисы телеком-операторов зачастую рассматриваются как способ сокращения издержек. Так, благодаря организации видеоконференций можно экономить на командировочных расходах. Что касается сотрудничества с предприятиями малого и среднего бизнеса, то мы стремимся к сохранению клиентской базы за счет гибкого ценообразования и индивидуального подхода к каждому клиенту. Например, компания хочет оптимизировать свои расходы на интернет, а на сэкономленные средства просит подключить к телефонии. Мы идем навстречу клиенту, предоставляя больше сервисов за те же деньги.
Второе направление, в котором активно развивается рынок телекоммуникационных услуг, — мобильная геоаналитика (контроль транспорта и мониторинг транспортных потоков на базе сетей сотовой связи).
— Для юга России, в том числе Ростовской области, характерно большое количество предприятий, работающих в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, — говорит Андрей Тихомиров. — Среди этих компаний высоким спросом пользуются услуги мобильной геоаналитики, а также сервисы на основе m2m-технологий (machine-to-machine, связь между устройствами. — N) для удаленного контроля оборудования.
— M2m-услуги особенно популярны среди промышленных, транспортных компаний, охранных предприятий и банков, где удобнее заменить человеческий труд на работу автоматизированных систем и удаленно ими управлять, — добавляет Алексей Барков. — Услуга «Контроль автопарка» (стоимость — 450 рублей в месяц с каждого транспортного средства. — N) позволит в режиме реального времени контролировать маршруты движения, скоростной режим, показания приборов и датчиков корпоративных транспортных средств. С ее помощью можно существенно снизить расходы на топливо, эксплуатацию и ремонт автомобилей, снизить риск возникновения ДТП. Сервис «Контроль кадров» (стоимость — 2 рубля в день с каждого отслеживаемого номера. — N) позволяет в удаленном режиме отслеживать местоположение сотрудников компаний. Благодаря этому можно повысить эффективность координации их работы и использования рабочего времени.
По словам г-на Баркова, потребление абонентами «МегаФона» услуг m2m за последние восемь месяцев выросло на 30%. Наряду с ними рос интерес к облачным сервисам, однако это постоянная тенденция последних лет. Андрей Тихомиров оценивает экономию расходов на организацию рабочих мест, которой можно добиться, используя облака, в 20%. Наибольшим спросом у бизнеса пользуются облачные версии учетных систем, в частности продуктов «1С», а также пакет офисных приложений Office 365.
Андрей Тихомиров среди популярных m2m-сервисов называет услугу «Видеоконтроль», предназначенную для наблюдения за офисами, магазинами, квартирами, транспортом, зонами отдыха, парковками и т. д.
Высоким спросом со стороны бизнес-абонентов пользуются также услуги, предназначенные для более эффективного взаимодействия с клиентами, говорят представители провайдеров. По словам Андрея Тихомирова, со стороны бизнеса растет потребление таких услуг, как «Автосекретарь», «Бесплатный вызов 8-800» и Call-Center, основная функция которых — обработка большого количества входящих вызовов. Помимо этого дополнительные опции позволяют использовать эти сервисы для автоматической рассылки клиентам аудио- и текстовых (в виде SMS) уведомлений. Алексей Барков отмечает, что использование облачного call-центра оператора избавляет абонента от необходимости тратить на содержание собственного центра обработки входящих вызовов около 100 тыс. рублей ежемесячно.