г. Ростов-на-Дону
05 декабря 2021 14:04:17

Облака выводят ретейл в онлайн и помогают запускать новые сервисы

На фоне общей тенденции к снижению объемов IT-рынка рост демонстрирует его облачный сегмент. Спрос на эти сервисы формируют разные отрасли. Директор МТС в Ростовской области Игорь Марьясов подчеркивает, что на Дону в облаках особенно активны ретейлеры. Они используют облачные технологии для сокращения затрат и быстрого запуска цифровых сервисов для покупателей.
Облака выводят ретейл в онлайн и помогают запускать новые сервисы

Облачный сегмент опережает IT-рынок в целом на протяжении уже нескольких лет. Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» оценило объем рынка облаков в России по итогам 2020 года в 91 млрд рублей, а его рост — в 24%. ИТ-рынок в целом растет в среднем на 14% в год по данным компании IDC.

Исследователи прогнозируют, что динамика будет сохраняться: в нынешнем году потребление облачных решений вырастет на 25%, а в перспективе до 2025 года будет расти в среднем на 21% ежегодно. Быстрее всего растет потребление облаков финансовым сектором, промышленностью, ретейлом, IT-компаниями, а также госсектором. При этом структура спроса на облака имеет заметную региональную специфику.

— Ключевую роль в портфеле облачного провайдера #CloudMTS играет ретейл. На розничную торговлю приходится около 35% клиентского портфеля провайдера в Ростовской области, — сообщил г-н Марьясов. — Около 20% занимает сфера финансов, 10% — транспортные и логистические компании, 7% — промышленные предприятия.

В числе преимуществ, которые обеспечивают облака своим пользователям, эксперты традиционно называют возможность экономии и оптимизации IT-бюджета за счет снижения объема капитальных затрат. Благодаря этому расходы на IT можно прогнозировать и равномерно распределять во времени. Кроме того, снижаются и затраты на электроэнергию, обслуживание оборудования, заработную плату. Все это особенно актуально для небольших компаний.

— Облачная модель помогает малому и среднему бизнесу в определенной степени конкурировать с крупными игроками, — подчеркнул Игорь Марьясов. — Без цифровизации практически на любом современном рынке делать просто нечего, а вкладывать в развитие IT колоссальные средства небольшие предприятия не могут. Благодаря облакам им доступны, по большому счету, те же возможности современных цифровых технологий. «Проявляется это, например, в доступности суперкомпьютерных вычислений из облака. Ретейлу, по словам эксперта, подобные сервисы позволяют значительно экономить и в разы быстрее анализировать покупательское поведение для эффективного управления продажами», — добавляет Марьясов.

В периоды пикового роста оборотов, например, во время высокого сезона или распродаж, компании могут быстро наращивать использование облачных IT-ресурсов, чтобы обеспечить устойчивую работу своих клиентских сервисов. Среди, к примеру, них интернет-магазины, сервисы доставки, программы лояльности. Например, компания «Твой Дом» перенесла в облако МТС сайт, который ежедневно посещают свыше 25 тысяч покупателей, и CRM-систему. Это позволило справиться с резким ростом нагрузки на ИТ-ресурсы: в апреле прошлого года число онлайн-заказов у сети «Твой Дом» выросло в 2,5 раза.

Другой пример. Билетный бизнес Ticketland.ru особенно требователен к стабильности сервиса: если пользователь не сможет сразу сделать заказ, он уйдет к другому оператору. В облаке МТС работает сайт Ticketland.ru с ежедневной аудиторией 25 000 пользователей, билетная система и CRM-сервис билетного оператора, что обеспечивает отказоустойчивость в периоды пиковых нагрузок на системы.

Среди тенденций, развития которых ожидают участники рынка — рост использования в ретейле технологий оплаты на основе биометрических данных покупателей: черт лица, голоса и т. п. В их основе — также облачные платформы.

Облака поднялись в пандемию

Рост спроса на облака подстегнула пандемия: предприятия увидели преимущества таких решений как, например, VDI (виртуальные рабочие столы), на практике. Без облаков была бы в принципе невозможна полноценная работа предприятий и организаций на удаленке. Снизился уровень тревожности относительно размещения данных бизнеса на площадках провайдеров.

Все это привело к быстрому росту интереса к облакам, причем в Ростовской области этот процесс возглавил ретейл. По данным МТС, спрос на облачные сервисы в этой сфере за первые три квартала нынешнего года увеличился на 25%. Для развития онлайн-продаж облака использовали более 50% клиентов #CloudMTS, занимающихся розничной торговлей. Чаще всего они переносили в инфраструктуру провайдера интернет-магазины, мобильные приложения, сервисы доставки, системы лояльности и др.

Страхи, связанные с угрозой утечки или потери данных в случае отказа от физического контроля над IT-инфраструктурой, пока продолжают сдерживать темпы роста рынка. Хотя есть множество примеров, когда ретейлеры используют облачные сервисы для защиты от киберугроз. Среди востребованных услуг такого рода — фильтрация входящего трафика, защита от DdoS-атак и т. п.

Опасения относительно безопасности данных в облаках эксперты считают необоснованными.

— На самом деле, более 70% утечек обусловлены социальными факторами, — заявил Игорь Марьясов. — Такого рода ситуации по вине провайдера в принципе исключены, поскольку у нас нет доступа к данным компаний-клиентов. Мы управляем только облачной инфраструктурой, в которой бизнес размещает свои системы и приложения.

Более того, крупные облачные провайдеры имеют в своем арсенале развитые системы защиты. В том числе такие как SOC (Security Operation Center), который обеспечивает оперативный мониторинг и отражение атак в режиме 24/7. Такой SOC есть и в экосистеме #CloudMTS.

Персональные данные в безопасности

Для ретейла информационная безопасность — очень важный вопрос. Участники этого рынка имеют дело с персональными данными клиентов. Часто собирают чувствительную информацию вплоть до домашних адресов для организации доставки.

Есть еще один связанный с информационной безопасностью аспект, в котором облачные провайдеры оказывают своим клиентам заметную помощь. Это выполнение требований регуляторов, в первую очередь, в отношении обработки персональных данных. Соблюсти все эти требования самостоятельно бизнесу достаточно сложно. И с финансовой точки зрения, и по временным затратам. Например, федеральный закон о персональных данных (152-ФЗ) с момента его принятия в 2006 году уже несколько раз подвергался правкам, в основном, в сторону ужесточения.

«Уровень защиты современных облачных платформ настолько высок, что позволяет хранить и обрабатывать в облаке не только персональные данные, но и государственные информационные системы (ГИС) в соответствии с законом. Например, в нашем облаке доступны специализированные сервисы для работы с персональными данными и ГИС, аттестованные по самым высоким требованиям. Для персональных данных это уровень УЗ-1, для ГИС — первый класс защищённости К1», — комментирует г-н Марьясов.

Это означает, что у бизнеса есть возможность «переложить» на своего облачного провайдера значительную часть процедур, которые обязаны выполнять операторы персональных данных. Крупные провайдеры обладают аттестованными сегментами облака, которые уже прошли все проверки на соответствие.

— Все это обеспечивает облачным сервисам активный рост спроса, — заявил Игорь Марьясов. — Мы реагируем на него, развивая свою экосистему. За последний год портфель услуг #CloudMTS обогатился минимум семью новыми сервисами. И мы планируем продолжить эту работу.

Просмотров: 3165

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Телеком
Компания МТС проанализировала продажи в салонах своей розничной сети в дни «Черной пятницы — 2021». С 26 по 28 ноября в Ростове беспроводные наушники пользовались спросом на 30% чаще, гаджеты из категории умного дома — на 25%, смарт-часы — на 20%.
Телеком
image
Компания МТС проанализировала использование облачных технологий донскими ретейлерами. Спрос на облака в этой сфере вырос за девять месяцев 2021 года на 25 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом на своей странице в соцсети сообщил директор филиала МТС в Ростовской области Игорь Марьясов. Чаще всего облачные решения местные ретейлеры используют для развития онлайн-торговли и улучшения клиентского сервиса.
Телеком
«Ростелеком» установил базовую станцию мобильной связи в рамках проекта «Устранение цифрового неравенства 2.0» в хуторе Насонтов Белокалитвинского района.
Телеком
«СПАРК-Интерфакс» проанализировал финансовые показатели компаний сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России за 2017–2020 годы и выявил самые динамично развивающиеся и финансово устойчивые компании.