Аграрии пилотируют беспилотники и автоматизируют сбор урожая
Сельскохозяйственные предприятия Ростовской области начали использовать технику с автоматизированным и дистанционным управлением. Это, в частности, комбайны с автономным управлением. По экспертным оценкам, эти решения способны повысить производительность и снизить потери в АПК.
Как сообщил N директор департамента маркетинга компании «Ростсельмаш» Андрей Рябов, в среднем сельскохозяйственные машины в отечественном АПК остаются достаточно возрастными. Доля зерноуборочных комбайнов старше 10 лет составляет 44%, кормоуборочных — 42%, тракторов — 58%. Однако, по оценке Министерства сельского хозяйства России, в 2020 году впервые за продолжительное время количество выбывшей из строя и закупленной аграриями техники сравняется.
— Многие аграрии сегодня обращают внимание не только на мощность техники и на производительность, но и на наличие электронных систем, — отметил г-н Рябов, комментируя перспективы обновления парка сельхозпредприятий. — Речь в первую очередь идет о системах автоуправления, идентификации картирования урожайности.
В нынешнем году «Ростсельмаш» выведет на рынок две модели автопилотов и систему картирования урожайности, входящие в состав платформы «Агротроник». Автопилоты работают на базе технологии RTK, которая предусматривает передачу информации со спутников не напрямую трекерам, установленным на технике, а через базовую станцию. Это повышает точность определения местоположения. По словам Андрея Рябова, в автопилотах компании «Ростсельмаш» этот показатель составляет не более 2,5 см. Также они используют технологию машинного зрения для своевременного обнаружения препятствий.
СЗАО «СКВО» в своей работе использует комбайны американского производителя CASE, оборудованные курсоуказателями и автопилотами компании Trimble, заявила генеральный директор предприятия Анна Касьяненко. Курсоуказатели помогают избежать повторных проходов сельскохозяйственных орудий по одним и тем же участкам. Автопилоты обеспечивают прямолинейное движение комбайнов и тракторов и при необходимости позволяют автоматически повторять ранее пройденный маршрут, выполняя при этом другие операции.
— Собственные автопилоты CASE, установленные на комбайнах, тракторах и опрыскивателях, рассчитаны на работу с точностью 3-5 см на скорости до 20 км/ч, — добавила г-жа Касьяненко. — Техника работает по предварительно загруженному заданию. Она способна дифференцированно вносить удобрения и средства защиты растений, а также составлять карты урожайности.
В целом системы автоматического руления, которые помогают механизатору больше внимания уделить не управлению движением техники, а контролю сельскохозяйственных работ, — уже не новое для российского АПК решение. Очередным этапом развития IT в этом направлении стало использование беспилотных машин. Летом прошлого года четыре комбайна с автоматизированным управлением, разработанным «дочкой» Сбербанка Cognitive Pilot на базе технологии машинного зрения, начало тестировать агропредприятие «Бессергеневское», входящее в состав Песчанокопской аграрной группы. Тогда глава предприятия Владимир Яловенко говорил, что автопилоты позволяют решить проблему утомляемости и ограниченной точности работы механизатора. Топ-менеджер уточнял, что оборудование для автопилотирования комбайна стоит сравнимо с годовой зарплатой механизатора, поэтому оно быстро окупится, если повысит производительность машины стоимостью 18 млн рублей на 10-15%.
В начале апреля нынешнего года Сбербанк сообщил, что «Бессергеневское» заключило договор лизинга на поставку нескольких программно-аппаратных комплексов автономного управления сельскохозяйственной техникой Cognitive Pilot. Один из собственников предприятия заявил N, что компания сможет прокомментировать использование автопилотов после завершения уборочной кампании нынешнего года. По данным пресс-релиза Сбербанка, автопилоты позволяют повысить производительность комбайнов на 25%, сократить потери зерна в два раза и снизить его себестоимость на 3-5%.