Производство пива растет, несмотря на ковид, вместе с конкуренцией
По данным Ростовстата, производство пива в Ростовской области в январе — апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 8,3%. Растет число небольших пивоварен, делающих упор на качество продукта.
Многие производители открывают свои фирменные магазины, расширяют рынки сбыта за счет выхода в новые регионы. Параллельно увеличивается число точек продаж живого пива невысокого качества по низкой цене.
— В нашем регионе наблюдается процесс возрождения классического пивоварения, — сообщает Ростовстат. — Появляются маленькие крафтовые пивоварни, где пиво готовится по старинным и авторским рецептам, демонстрируя высокое качество и творческий стиль. В области изготовлением пива занимаются 14 предприятий, в то время как 10 лет назад их было всего 4.
По данным ведомства, в отрасли работают свыше 600 человек.
Впрочем, по данным «СПАРК-Интерфакса», в Ростовской области зарегистрировано гораздо больше производителей пива, почти все они — малые и микропредприятия. N сделал выборку топ-10 по выручке за 2019 год (см. таблицу). «Балтика-Ростов» отсутствует в рейтинге по причине того, что действует как филиал петербургской компании.
По данным Ростовстата, производство пива в регионе в январе — апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 8,3%. На Дону сварено 45% изготовленного в ЮФО пива. В общероссийском объеме эта доля — 3,5%. В пресс-службе «Балтики» не раскрывают объемы продаж ростовского пивзавода. Но отмечают, что за последние 10 лет конкуренция на рынке сильно возросла.
— Яркими трендами последних лет можно назвать развитие сегмента крафтов и специалитетов, — сообщили в пресс-службе компании. — Все больше пивоварен создают уникальные сорта и экспериментируют со вкусами. За последние годы значительно вырос спрос на разливное пиво.
Главные каналы сбыта для ростовского пивзавода — крупные сети. Небольшие производители реализуют продукцию в специализированных магазинах и барах. Некоторые из них развивают свою розницу. Прошлый год многие пивоварни оценивают как удачный: они расширяли географию продаж за счет новых регионов.
— Мы вошли в портфель одного из крупнейших российских дистрибьюторов крафтового пива, вышли в несколько новых для нас регионов — Владивосток, Челябинск, Пенза, освоили ближнее зарубежье — Минск, плотно закрепились в меню топовых баров обеих столиц, — говорит совладелец и главный пивовар пивоварни HDB Дмитрий Андрианов.
По его словам у крафтовиков есть варианты попасть и в крупные сети. В «Ленте» и «Вкусвилле» можно найти продукцию ведущих российских крафтовых пивоварен. HDB в свое время тоже получала подобные предложения.
— Мы открыли для себя новые рынки сбыта и начали активно работать в направлении маркетинга, — рассказал директор ООО «Шкипер» Александр Дудук. — Узнаваемость нашего бренда многократно выросла в Ростове и за его пределами. Мы реализуем свою продукцию по всем каналам сбыта: в гипермаркетах и супермаркетах, HoReCa, продуктовых магазинах, биршопах и, конечно же, через собственную сеть «Шкипер».
ООО «Пивоварня Ягер-Ас» (Каменск-Шахтинский) в этом году начала продажи во многих точках Ростова. Ее пиво представлено в Москве, Белгороде, Краснодарском крае, Волгоградской области и т. д.
— В прошлом году ситуация на рынке крафтовых пивоварен была стабильная, рост производства мог быть только у крупных производителей, так как конкуренция на рынке продаж пива очень высока, — комментирует директор пивоварни Сергей Тенихин.
Совладелец ростовского Jungle Bar Дмитрий Усачев рассказал, что бар специализируется на крафтовых пивоварнях, которые делают продукт дорогим, но качественным:
— У нас много зарубежных производителей и достаточно широко представлены российские. Из местных у нас есть только одна компания — HDB, мы со многими общались, пробовали, но выбрали их. К сожалению, их представленность — менее 1% нашего ассортимента, они не так много напитков выпускают.
Средняя цена на пиво в Jungle Bar составляет 250–300 руб. за позицию, это может быть бокал объемом 0,3 и 0,5 литра.
— В целом производителей становится больше, кто-то уходит с рынка, кто-то добавляется, — комментирует Дмитрий Усачев. — Я могу судить по росту числа заведений подобного нашему формата. С другой стороны, рынок сильно перекошен в сторону живых напитков, такие точки натыканы в каждом районе как грибы, и люди пьют не очень качественный продукт за относительно низкую стоимость. В среднем литр пива там стоит 80-100 руб. Этот рынок растет, и побеждать на нем будут сетевые игроки, потому что такие наливайки могут жить, только открывая много магазинов и таким образом привлекая внимание людей.
Сеть магазинов «Пивной маркет» (входит в УК «Пинта») торгует широким ассортиментом живого пива собственного производства. Управляющий партнер сети магазинов «Пивной маркет» Юрий Коваленко отметил, что в сеть могут попасть небольшие производители, если они с душой варят свое пиво и следуют мировым стандартам качества.
В этом году небольшие производители получили серьезный ущерб, поскольку пивбары, рестораны не работали; большинству игроков рынка приходилось приостанавливать производство.
— В общем и целом оптимизма крайне мало, — комментирует руководитель пивоварни «Таганий рог» Борис Нефедов (бренд крафтового пива, продающийся в одноименной сети магазинов). — Я думаю, что в этом году прошлогодних объемов мы не увидим. Общеэкономическая ситуация не способствует продажам пива, причем во всех сегментах — как в крафтовом, так и в массовом.
— Рынок начинает медленно восстанавливаться, — говорит Дмитрий Андрианов. — Несмотря на разгар лета — традиционно самый хлебный сезон для отрасли, — прибыли в этом сезоне мы не ждем. Помимо прочего, бары и рестораны осторожничают с заказами — берут только те позиции, что 100% очень быстро будут реализованы.
По данным Ростовстата, по отношению к апрелю прошлого года в апреле этого пиво подешевело на 2,52% (средняя цена за литр — 109,69 руб.).